Культовая дорама «Игра в кальмара» завершилась. И хотя Netflix всячески намекает нам на американское продолжение истории или спин-офф про одного из героев, сроки выхода проекта пока никак не обозначены. А ведь в эйфории зрителям так не хочется прощаться с любимыми персонажами! Хочется снова обсуждать с друзьями крутые повороты сюжета и моральные дилеммы. («А что ты думаешь по поводу игрока под номером 120?») Если вам понравилась «Игра в кальмара», скорее всего, вас привлекает сочетание высоких ставок на выживание, социальной критики, темы расслоения общества, психологической напряженности и шокирующих поворотов сюжета.
Редакция Marie Claire Kazakhstan составила 10 обязательных к просмотру фильмов и сериалов, которые перекликаются с «Игрой в кальмара» и точно придутся вам по вкусу.
4 фильма, похожие на «Игру в кальмара»
«Страшная воля богов» (Kamisama no Iu Tori), 2014
Сюжет фильма строится вокруг простодушного школьника Такаахару, чья скучная рутинная жизнь рушится в один момент — когда голова учителя взрывается прямо на уроке, а весь его класс оказывается втянут в загадочные игры. Никто не понимает, почему это происходит, кто за этим стоит и как выбраться живым.
В культовом японском триллере режиссера Такаси Миике беззаботная школьная жизнь внезапно превращается в жестокую игру. Один за другим старшеклассники вовлекаются в серию абсурдных, но смертельно опасных испытаний, управляемых загадочными кукольными божествами. Напряжение нарастает, а безжалостная природа игр раскрывает тёмные стороны каждого участника.
Что общего у «Страшной воли богов» с «Игрой в кальмара»? Режиссер «Игры в кальмара» явно черпал вдохновение из «Богов». Обе истории начинаются с одной и той же игры — «Красный свет, зелёный свет». Любая ошибка заканчивается кровавой расправой. Гигантский кот из «Богов» напоминает гигантскую куклу из «Кальмара». Фильм сочетает детские игры с темой смертельной опасности, исследует выбор, случайность и безразличие высших сил к человеческой жизни. Вместо взрослых должников здесь школьники, брошенные в хаос. Обе истории показывают, как страх и инстинкт самосохранения меняют людей.
Миике придает истории более гротескный и сюрреалистичный облик, но если вас зацепила «Игра в кальмара» за свою жестокую правду и моральную неоднозначность — этот фильм станет логичным продолжением жанрового увлечения.
«Королевская битва» (Battle Royale), 2000
Между этими проектами двадцать лет разницы, но обе истории стали вехами жанра «смертельных игр». Оба сюжета строятся на запертом пространстве, где участие в жестоких испытаниях — буквальный вопрос жизни и смерти.
Фильм Киндзи Фукасаку с Такеши Китано в одной из ключевых ролей показывает антиутопичную Японию, где государство, чтобы усмирить молодежь, ежегодно отбирает школьный класс и заставляет учеников убивать друг друга на необитаемом острове. Это история о тоталитаризме, конфликте поколений и утрате доверия. Здесь нет «игры» в привычном смысле — есть только принуждение, страх и борьба за выживание.
Если вы были в напряжении от каждого раунда «Кальмара», «Королевская битва» обеспечит не меньший уровень адреналина. Сюжет постоянно обостряется, альянсы рушатся, оружие идет в ход, доверие исчезает. Все это — с жесткой откровенностью и без попыток смягчить происходящее.
«Королевская битва» — это то, с чего началось глобальное увлечение жанром survival thrillers. Картина мрачнее, резче и, возможно, правдивее. Это культовая классика, которую обязательно стоит посмотреть, чтобы лучше понять истоки жанра.
«Паразиты» (Parasite), 2019
Южнокорейская черная комедия и социальный триллер режиссера Пон Джун Хо. (Квентин Тарантино ни раз признавался, что является его фанатом.) Фильм стал феноменом — лауреатом «Золотой пальмовой ветви» и первым в истории неанглоязычным победителем в номинации «Лучший фильм» на «Оскаре-2020». На первый взгляд — это история о бедной семье Ким, которая хитроумно внедряется в дом богатой семьи Пак, устраиваясь на работу под вымышленными предлогами. Однако под сатирической оболочкой скрывается глубокий анализ классового неравенства и социальной лестницы, по которой не всем суждено подняться.
Как и «Игра в кальмара», «Паразиты» показывают, как отчаявшиеся люди идут на крайние меры ради выживания. Здесь нет однозначно хороших или плохих — есть только система, в которой выживают сильнейшие или самые приспособленные.
«Платформа» (El Hoyo), 2019
Испанский антиутопический триллер «Платформа» режиссера Галдера Гастелу-Уррутия стал настоящей сенсацией Netflix и быстро завоевал внимание зрителей по всему миру. Действие разворачивается в мрачной вертикальной тюрьме, где узники живут на разных уровнях. Каждый день по центру конструкции опускается платформа с едой — сверху вниз. Те, кто на верхних этажах, едят досыта, оставляя крохи (или ничего) тем, кто внизу. Главный герой, Горенг, добровольно попадает в это учреждение и вскоре осознает ужасающую суть происходящего.
Сюжет кажется аллегорией, но его сила — в прямоте. «Платформа» — это метафора жесткой социальной иерархии: ресурсов хватает на всех, но система работает так, что большинство умирает с голоду. Фильм исследует моральный выбор в условиях дефицита, демонстрирует, как меняется человек, оказавшись на разных уровнях власти — буквально и фигурально. Тут нет правил, только инстинкт выживания, случайность и цикличность насилия. В 2024 году на стриминге вышла вторая часть «Платформы» — ее феномен мы подробно разбирали в отдельном материале.
Как и «Игра в кальмара», фильм критикует несправедливость общества через форму жестокого эксперимента. Здесь нет правил — только выживание, цикличность насилия и иллюзия свободы выбора. Это мрачная, тревожная, но важная история, оставляющая долгий след.
Еще один шедевр Галдера Гастелу-Уррутия — «Грипп богатых». Читать здесь.
6 сериалов, похожих на «Игру в кальмара»
Сериал «Алиса в Пограничье» (Alice in Borderland), 2020
Когда в декабре 2020 года Netflix представил миру «Алису в Пограничье», зрители, возможно, ожидали яркий, но нишевый японский сериал. Вместо этого они получили напряженный визуальный триллер в жанре survival game, который уже спустя недели стал культурным феноменом — сначала в Азии, затем по всему миру.
Снятый режиссером Синсуке Сато по одноименной манге, сериал стал не только одной из главных сериальных хитов в Японии, но и своего рода катализатором для жанра.
В центре сюжета — Арису, геймер, который вместе с друзьями внезапно оказывается в опустевшем Токио, где участники вынуждены проходить смертельно опасные игры. За каждую игру отвечает карточная масть — метафора человеческих качеств: разум, сила, командная работа или предательство. Сюжет ловко балансирует между философским подтекстом, экшном и напряжением.
Потрясающее визуальное оформление (сцены опустевшего Токио были частично сняты в реальных локациях, частично — с помощью CGI), высокая динамика, а также редкая для японских проектов кинематографичность сделали сериал по-настоящему «международным» по духу.
В течение первой недели релиза второго сезона (декабрь 2022), сериал возглавил топ Netflix в 90+ странах. Он стал самым просматриваемым неанглоязычным сериалом Netflix из Японии, обогнав многие корейские и европейские шоу. А в конце 2025 года нам обещают третий сезон «Алисы в пограничье» — так что самое время посмотреть (или пересмотреть) первые два.
Сериал «Мы все мертвы» (All of Us Are Dead), 2022
По запросу «Что еще посмотреть на подобии „Игры в кальмара“» на западных платформах первым вам чаще всего посоветуют именно этот сериал. Хотя бы потому, что он самый свежий во всей подборке и визуально похож на «Кальмара». Хотя на наш вкус, это больше яркий представитель жанра зомби-хайпа — гораздо больше, чем «игр на выживание». Однако ни один неанглоязычный проект не набирал таких просмотров: 474 миллионов часов за первые 30 дней!
Основанный на корейской манхве, сериал «Мы все мертвы» рассказывает о школе, где из‑за неудачного эксперимента по биологии начинается вспышка вируса «Jonas». Зараженные превращаются в быстрых, кровожадных тварей — их динамика отсылает к фильму «28 дней спустя», но с подростковой энергетикой и жесткой социальной драматургией. Школьники оказываются отрезанными от внешнего мира. Учителя либо мертвы, либо сами теряют самообладание. Ребята оказываются предоставлены сами себе — в замкнутом, смертельно опасном пространстве.
Один из катализаторов апокалипсиса — насилие в школе, которое взрослые игнорируют. Вирус — метафора подавленных эмоций и невыносимого психологического давления. В экстремальной ситуации герои действуют в рамках социальных ролей: одни становятся лидерами, другие — жертвами. Кто-то решает пожертвовать собой, кто-то — предать.
И «Игра в кальмара», и «Мы все мертвы» строятся вокруг простой формулы: выживи или умри. Только в первом случае участники играют в смертельные игры, а в во втором — пытаются не быть съеденными, при этом выполняя задания: выбраться, найти воду, помочь друзьям. Обе дорамы не стесняются показывать насилие. Но в обоих случаях за «мясом» скрывается глубинный смысл: система убивает — медленно или быстро, через долг или через вирус.
Сериал «Шоу восьми» (The 8 Show), 2024
Кажется, чтобы скрасить затянувшееся ожидание между первым и вторым сезонами «Игры в кальмара», Netflix выпустили оригинальный сатирический мини-сериал «Шоу восьми». «Сборная солянка» разных жанров и культовых фильмов, собранная воедино. Подробнее о сериале «Шоу восьми» и рецензию на него редакция Marie Claire Kazakhstan подготовила в отдельном материале.
Если коротко о сюжете: в таинственном шоу участвуют восемь незнакомцев. Как и в «Игре в кальмара», каждый — с серьезными финансовыми проблемами. Их помещают в таинственное здание из восьми этажей. Каждый получили номер этажа и «свою» комнату. За каждую минуту пребывания участники зарабатывают деньги, но могут тратить их на базовые нужды через межкомнатный телефон — по ценам в 1 000 раз выше, чем в обычном мире. Игра заканчивается либо смертью одного из участников, либо истечением игрового времени. Третий этаж в здании занимает Рю Чун-ёль — рассказчик истории. Максимально нейтральный и ничем не выдающийся персонаж. В действительности, показывая историю его глазами, создатели «помещают» в шоу самих зрителей, предоставляя им выбор — к какой группировке примкнуть и какой выбор сделать.
Сериал «Игра лжецов» (Liar Game), 2007
Одна из самых умных и недооцененных дорам в жанре психологического триллера, которая задолго до «Игры в кальмара» задала формат «интеллектуального выживания». Основанный на японской манге Синобу Каитани, сериал рассказывает о студентке Нао — доброй и наивной девушке, внезапно втянутой в секретное реалити-шоу, где участникам предстоит обманывать друг друга ради крупного денежного приза. В помощь ей приходит бывший мошенник и профессор психологии Акияма — вместе они должны пройти через серию жестоких игр, построенных на лжи, манипуляциях и стратегическом мышлении.
В отличие от большинства сериалов жанра survival, «Игра лжецов» делает ставку не на физическое выживание, а на моральный выбор. Здесь не убивают — здесь делают хуже: превращают проигравших в пожизненных должников, чья жизнь ломается под давлением долга. Игра не требует крови, она требует предательства.
С момента выхода сериал получил культовый статус среди поклонников умных триллеров. Его особенность — это не только напряженный сюжет, но и философия: можно ли оставаться хорошим человеком в мире, где честность — слабость? За 12 серий зритель наблюдает, как простая студентка превращается в зрелого бойца, способного жертвовать, бороться и — что сложнее всего — прощать. Сценарий наполнен отсылками к теории игр, экономике и этике.
Особый интерес вызывает тот факт, что «Игра лжецов» оказала влияние на создание «Игры в кальмара». Хван Дон-хёк, режиссер культового хита Netflix, открыто упоминал, что вдохновлялся этой японской мангой. И это заметно: участники — обычные люди с долгами, правила игры аморальны, зрители в шоу становятся соучастниками, а за лживой оболочкой эксперимента скрывается критика капиталистической системы. Но если в «Кальмаре» конфликт решается через смерть, то в «Игре лжецов» он проходит через внутреннюю трансформацию: персонажи не умирают, а остаются жить — но уже другими, либо морально разрушенными, либо преображенными.
Сериал «Наступает ночь» (Night Has Come), 2023
«Город засыпает, просыпается мафия». На первый взгляд — классическая поездка в загородный лагерь, но очень скоро она превращается в кошмар. С наступлением ночи ученики школы Юиль получают сообщение на свои телефоны — начинается смертельная версия игры «Мафия». Теперь каждый из них может быть обвинен в том, что он «мафия» — и казнен большинством голосов. Игра продолжается каждую ночь, и выживает только тот, кто сможет не только спрятаться за маской, но и научится распознавать чужую ложь.
Сюжет развивается быстро и напряженно: без взрослых, без связи с внешним миром, подростки сталкиваются с настоящим хаосом, где правила меняются по ходу игры. Это история о том, как разрушается доверие в условиях страха. Школьные друзья превращаются в врагов, лучшие подруги перестают верить друг другу, и даже самые тихие ученики начинают манипулировать окружающими ради спасения собственной жизни. Главная героиня, Ли Юн-со, становится своего рода детективом: она получает таинственные подсказки от неведомого «наблюдателя» и пытается раскрыть личности мафии, прежде чем будет слишком поздно.
На фоне успеха «Игры в кальмара», с которой сериал часто сравнивают, «Наступает ночь» предлагает другой угол обзора. Участники игры не выбирают ее добровольно, у них нет долгов, но у каждого есть страх быть изгнанным, отвергнутым, преданным. Смерть здесь не столько физическая, сколько моральная. Тем не менее, сравнение с «Игрой в кальмара» вполне уместно: в обоих сериалах — таинственные правила, ограниченное время и ставка — жизнь. Только в «Наступает ночь» действие разворачивается более камерно и интимно. Здесь нет гигантских арен или солдат в розовых масках — есть только одно небольшое здание, несколько комнат и все нарастающее чувство ужаса. Именно за счет минимализма сериал добивается максимального психологического и правдоподобного эффекта.
Сериал «3%» (3%), 2016
Неожиданный бразильский хит в нашей подборке. Яркий научно-фантастический триллер, который ставит под сомнение идею о здоровом обществе, основанном на заслугах: по сути, он раскрывает ее «теневую сторону». В сериале показан мир, разделенный на два: бедный «Inland» и утопический «Offshore», куда допускаются лишь 3 % кандидатов. Главная проблема не в зле, а в том, что сам принцип — «выбранные по заслугам» — становится инструментом исключения и сегрегации, и этот отбор подается как морально оправданный.
Сюжет завязан на «Процессе» — жесткой фильтрации 20-летних, проходящих испытания на эмоциональную, интеллектуальную и физическую выносливость. На первый взгляд — нейтральное тестирование, но в итоге это игра на выживание: не прошел — возвращайся в нищету или исчезни навсегда.
Любопытно, что одновременно с «3%» в том же 2016-м на экраны во Франции вышел очень похожий мини-сериал. В будущем 80% населения — безработные, живущие в нищете в гетто, полностью отделенные от «элитных» 20% — работающих, обитающих за бетонной стеной в технологичном мегаполисе.
Государство, чтобы избежать социального взрыва, запускает эксперимент — выборочно «переправлять» безработных для работы в привилегированном городе. Один из таких «отобранных» — простой парень, который быстро понимает, что система — не то, чем кажется. Сериал заслуживает внимания!