Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Рецензия на корейский сериал «Шоу восьми»

Стоит ли смотреть The 8 Show от Netflix? Почему новый проект сравнивают с «Игрой в кальмара»? И в чем смысл нового мини-сериала?

21 мая 2024

На протяжении трех лет с момента выхода на экраны корейского сериала «Игра в кальмара», Netflix надеется «заполнить пустоту в наших сердцах» новыми корейскими проектами-антиутопиями. (Впрочем, ждать продолжения осталось совсем недолго). Фантастические дорамы-триллеры размножаются быстрее, чем инопланетные организмы в недавнем «Паразите: Серый». Новая попытка сыграть на территории детских игр, превратившихся в кровавое побоище ради финансовой выгоды, — сериал «Шоу восьми». Все серии мини-дорамы из восьми (что символично) эпизодов вышли на стриминге Netflix 17 мая. Рассказываем, стоит ли смотреть и в чем смысл нового обсуждаемого сериала, который вошел в топ-10 хитов этого месяца.

Рецензия на корейский сериал «Шоу восьми»

Постер сериала «Шоу восьми»

Сюжет «Шоу восьми»/The 8 Show

Сюжет сериала «Шоу восьми» разворачивается вокруг восьми персонажей, по разным причинам обремененных огромными долгами. Это четыре женщины и четверо мужчин. Все они находятся на грани отчаяния и самоубийства. Как вдруг, в их жизни появляется заманчивое решение проблемы — таинственное реалити-шоу, за участие в котором платят баснословные деньги. Идея кажется достаточно простой: участникам будут платить просто за то, чтобы они жили бок о бок в причудливом «жилом комплексе», пока шоу не подойдет к концу.

Рецензия на корейский сериал «Шоу восьми»

Кадр из сериала «Шоу восьми»

В самом начале игроки распределяются по этажам — от первого до восьмого. Причем, кто на каком этаже окажется — герои выбирают сами, без всякого жребия и принуждения. Как подсказывает интуиция. После выбора квартиры каждый игрок попадает в совершенно пустую комнату на соответствующем этаже.

Анонимные создатели «шоу» никак не управляют жизнью героев. За единственным исключением — в ответ на разные действия игроков они прибавляют или отнимают у них время. А ведь как известно из условий игры: именно время нахождения на проекте конвертируется в деньги. Заработанные каждую минуту воны можно копить до финала, а можно — тратить на все, что угодно, только по цене в 1000 раз дороже. Еду и воду раздают каждый день бесплатно (но есть нюанс). В комнатах необходимо оставаться с полуночи до 08:00 утра. В остальное время можно делать все, что заблагорассудится. Но только под присмотром сотен камер, которые наблюдают за каждым твоим шагом.

Рецензия на корейский сериал «Шоу восьми»

Кадр из сериала «Шоу восьми»

Все повествование в сериале ведется от лица игрока с третьего этажа. Это молодой и абсолютно ничем не примечательный мужчина. Наш проводник в мир загадочной игры, кажется, напрочь лишен каких-то выдающихся черт. Он вроде бы добрый, но пассивный; в меру алчный и экономный; его либидо то пробуждается, то включается морализаторство; он не глуп, но и не слишком смекалистый. Он боится боли и общественного порицания, но готов стерпеть и то, и другое, чтобы не стало хуже. Создатели «Шоу восьми», кажется, намеренно обезличили этого героя, чтобы именно с ним мог ассоциировать себя зритель. «А как бы поступили бы вы, оказавшись на его месте?»

Рецензия на корейский сериал «Шоу восьми»

Кадр из сериала «Шоу восьми»

Смысл «Шоу восьми»/The 8 Show

Сам Netflix и критики-зрители по всему миру справедливо сравнивают «Шоу восьми» с «Игрой в кальмара». Затравка сюжета, действительно, чем-то похожа. Схож и принцип «нумерации» игроков. К тому же, в середине повествования герои также постоянно обращаются к детским играм (прятки, горки-лестницы, пиньята и более взрослые — бутылочка и, наконец, страшная русская рулетка). Все они предсказуемо превращаются в кровавое побоище для всех участников.

Но отсылок и пасхалок, а, в конечном счете, неумелых пародий к другим шедеврам кинематографа здесь гораздо больше. Шоу напоминает страшного сценарного Франкенштейна, которого сшили из поп-культурных-синефильских феноменов. История с социальным лифтом (а именно это символизирует расселение квартирантов) и распределение еды — прямая отсылка к легендарной испанской антиутопии «Платформа» (El Hoyo, 2019). Только в оригинальном и куда более простом сюжете Гальдера Гастелу-Уррутия все было куда глубже, во всех смыслах слова. (В принципе, можно не тратить восемь часов времени на Netflix и посмотреть полуторачасовой оригинал). Самая ужасная «пародия-перевертыш» у корейцев вышла на «Заводной апельсин» Стенли Кубрика. Мы бы назвали сцены в седьмом эпизоде кинематографическим кощунством. Декорации — детская копия «Шоу Трумена». Перечислять другие «цитаты» можно бесконечно.

Рецензия на корейский сериал «Шоу восьми»

Кадр из сериала «Шоу восьми»

Сами создатели раскрывают якобы другой источник-вдохновение — историю японского комика Насуби. В конце девяностых он согласился принять участие в телевизионном реалити-шоу. Он жил один под прицелом камер без одежды в крошечной квартирке. (По этой истории Hulu недавно выпустили документалку «Соперник».)

Режиссер и шоуоаннер Хан Джэ-рим («Чрезвычайная ситуация», «Шоу должно продолжаться!») рассказывает, что его дорама «представляет собой тонко завуалированную критику жестоких реалий капитализма». «Вместо того, чтобы изображать простую дихотомию добра и зла, сериал посвящен формированию динамики власти, которая возникает при создании небольшого общества», — утверждает Хан во время пресс-конференции в Сеуле.

Рецензия на корейский сериал «Шоу восьми»

Кадр из сериала «Шоу восьми»

Нам же показалось, что Netflix довольно прямолинейно снял сериал про самих себя. Великий сериальный конвейер, которой берет популярные сюжеты из разных культур и соединяет воедино. И довольно успешно их эксплуатирует, совсем как верхние этажи эксплуатируют нижние. На проекты стриминга подписаны люди из всех социальных классов, но большую часть составляет средний класс — тот самый третий этаж, на который Netflix и рассчитывает больше всего. Себя любимого платформа показывает в лоб: через героя-умницу, который пытается утвердить сценарий своего проекта. Начинаешь ловить себя на параноидальной мысли: так кто же и за кем в итоге наблюдает? Вы за шоу о «большом брате» или большой брат следит за вами?