Портреты короля и королевы Испании
Как пишет La Vanguardia, накануне Банк Испании открыл выставку «Тирания Кроноса» двумя огромными картинами (одна — короля, другая — королевы), которые следует рассматривать как диптих, поскольку одна дополняет другую. Издалека они выглядят как картины, как будто Филипп и Летиция позировали жанровому художнику в ветхом венецианском дворце, но вблизи становится очевидно, что местом действия является так называемая Салета (рядом с комнатой Гаспарини), комната в Королевском дворце, где 7 февраля, между 12 и 5 часами дня, с коротким перерывом на обед, американская фотографка Энни Лейбовиц делала снимки королей, как вместе (хотя полное изображение было разделено на две части), так и по отдельности. Были сделаны сотни фотографий, из которых обнародовали две.
Король
Филипп VI запечатлен в парадной форме испанской армии с наградами, лентой и золотым руном — в той же одежде, которую он носил в день своей свадьбы и во время провозглашения королем. Его фигура обрамлена элементами классического портрета: зеркало, стол, два кресла, люстра, открытая дверь с занавесками и часы. Часы, драгоценность из национального наследия, относящиеся к временам Карла III, короля, который любил часы и был любимцем Филиппа VI, связывают королевские портреты с выставкой в банке Испании.
Королева
Летиция позирует под другим углом в Салете. На портрете она изображена в ожерелье и серьгах с бриллиантами, которые входят в число драгоценностей, переданных по наследству королевой Викторией Евгенией. Из дворца Сарсуэла на фотосессию привезли пару тиар и два бриллиантовых браслета, и хотя королева позировала с королевскими регалиями, Лейбовиц в конечном итоге выбрала фотографии без тиары.
Выбор наряда для королевы оказался не таким уж простым. Чтобы войти в историю, Летиция выбрала не менее историческое платье, отражающее испанское искусство, дизайн и моду. Выбор пал на модель мастера Кристобаля Баленсиаги, но не на те, которые сейчас выпускает одноименный бренд и которые имеют мало общего с элегантностью и виртуозностью баскского дизайнера, а на творение, которое могло бы выйти из-под его рук. Баленсиага скончался в 1972 году, но многие из его платьев, помимо того, что хранятся в личных шкафах как настоящие сокровища, также являются частью музеев. Платье и накидка Летиции на портрете принадлежат коллекции текстильной компании Col.lecció Textil Antoni de Montpalau, базирующейся в Сабаделе, которой руководит историк и искусствовед Антони Касамартина.
Платье 1948 года принадлежало Марии, художнице по костюмам, коллекционерке и искусствоведке, племяннице сценографа и коллекционера Олегера Хуньента. Этот наряд в свое время носила Карме Феррер-Кахигаль, графиня Торроэлья-де-Монгри и маркиза Роберта, которая заказала его у Balenciaga в 1962 году, чтобы надеть на свадьбу принца Хуана Карлоса и принцессы Софии.
Лейбовиц
Представляя портреты, Иоланда Ромеро, кураторка выставки и директорка коллекции живописи Банка Испании, пояснила, что это «очень живописные портреты, в композиции которых мы находим намеки на Веласкеса, придворного портретиста». По ее словам, Лейбовиц также способна создать у людей иллюзию присутствия на отражаемой сцене.
«Ей удалось запечатлеть традицию испанской институциональной портретной живописи», — отметила Ромеро.
Банк Испании подписал контракт с Лейбовиц, по которому она получила 137 тысяч евро за портреты короля и королевы, а также 79 тысяч евро за портрет бывшего управляющего банка Испании Пабло Эрнандеса де Коса, который был представлен одновременно с портретом королевской четы.
После закрытия выставки «Тирания Хроноса», которую можно увидеть только по приглашениям в выставочном зале Банка Испании до 25 марта 2025 года, портреты Филиппа и Летиции будут перемещены в королевскую галерею вместе с портретами Карла III работы Гойи, Карла IV работы Мариано Сальвадора Маэльи, Изабеллы II работы Федерико де Мадрасо, Альфонсо XIII, написанными Хосе Вильегасом и Кордеро, или, совсем недавно, портретами королей Хуана Карлоса I и Софии, созданными Кармен Лаффон.