Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Тигровый глаз для осени, перламутр для зимы. Драгоценные часы по временам года: какой гений их создал?

Шеф департамента часового дизайна Bulgari Фабрицио Буонамасса рассказывает, как делал с архитектором Тадао Андо Serpenti, и в чем он видит тонкость работы с Octo Finissimo

20 августа 2024

Фабрицио Буонамасса Стильяни, начинавший с промышленного дизайна, занимавшийся внешним видом автомобилей Fiat и вот уже более 20 лет работающий в Bulgari, — одни из главных современных часовых дизайнеров. Именно его креативные идеи в купе с работой часовых инженеров, обеспечили тот прорыв, который превратил Bulgari, великий римский ювелирный дом, еще и в серьезную часовую компанию. Среди его последних созданий, которые мы увидели в 2024 году, — новые, довольно необычные Octo Finissimo и неожиданные Tadao Ando x Bvlgari Serpenti.

Тигровый глаз для осени, перламутр для зимы. Драгоценные часы по временам года: какой гений их создал?
Источник:

Bulgari

MC KZ Мы уже не первый год наблюдаем работу Bulgari с архитектором Тадао Андо. И до сего момента все выглядело вполне логично — серый бетонный минимализм Андо и идеальные серые титановые грани Octo Finissimo должны были встретиться и произвести что-то новое вместе. Но Serpenti находятся где-то на противоположном конце вселенной от эстетики Андо какой мы ее знаем. Как это вообще случилось?

В этот раз концепция была связана не стольо с Тадао Андо-архитектором, сколько с Тадао Андо-японцем. А для японцев природа — это бог. И вот у него возникла идея проекта на тему природы, и он спросил нас, возможно ли это? Мы сказали: почему бы и нет — нам надо подумать. И Serpenti были первыми, что пришли на ум, раз уж мы говорим о природе. Bulgari никогда не подходили к работе с Андо с женской стороны, но мы уже сделали с ним двое часов. Возможно, на этот раз нам нужна была другая точка зрения. Он согласился, и процесс был начат. Идея заключалась в том, чтобы отметить времена года разными цветами. Вначале была мысль о циферблате другого цвета. Но в определенный момент я начал размышлять о технике уруси (традиционное японское лаковое искусство — Прим. MC Kz). Для Андо этого было недостаточно, поэтому у нас возникла идея поиграть с остатками других циферблатов и ювелирных украшений с малахитом. Знаете, обычно вы берете кусок малахита и вырезаете из него только круглую форму, все остальное — остатки. Но поскольку это дорогой натуральный материал, может быть, можно сделать циферблат с ними, попытаться использовать их по-новому? Так появилась мозаика. И тут стоит отметить, что мы известны своей мозаикой и во Флоренции, и в Равенне, и в других частях Италии.

Тигровый глаз для осени, перламутр для зимы. Драгоценные часы по временам года: какой гений их создал?
Источник:

Bulgari

Тигровый глаз для осени, перламутр для зимы. Драгоценные часы по временам года: какой гений их создал?
Источник:

Bulgari

Вообще, выглядят эти циферблаты очень по-японски.

В Японии, когда падает чайник, например, собирают все его части и склеивают их золотом. Это называется кинцуги. Теперь дело было за тем, чтобы найти правильные камни для четырех сезонов. Мы делали много попыток. Для лета мы сначала хотели использовать малахит, как я сказал. Но малахит — это всегда много полос, и он не совсем передает восприятие зеленого леса летом. Поэтому мы искали другой материал, так возник натуральный зеленый авантюрин. Но мой любимый камень, честно говоря, это тигровый глаз для осени. Хотя мне нравится и розовый перламутр, который выглядит как цветок сакуры на циферблате; и белый перламутр, олицетворяющий лед на зимнем озере. Это был очень долгий процесс, занявший больше года. Но когда мы предложили всю концепцию Тадао Андо, он сразу ее одобрил.

Вы верите в силу камней? В связь между камнем и чем-то, знаете ли, спиритуальным?

Есть ли у меня в кармане кусочек кварца?! (Смеется.) У меня его нет. Это, возможно, проблема, но я не чувствую силы камней — я ценю их цвет. Я предпочитаю одни камни другим, но, честно говоря, у меня больше мистической связи с моими ручками и бумагой, чем с камнями.

Тигровый глаз для осени, перламутр для зимы. Драгоценные часы по временам года: какой гений их создал?

При всей разнице ваших предметов, вы оба с Тадао Андо работаете с трехмерными объектами. Есть ли что-то, что вас объединяет?

Я бы сказал, что мы любим играть с ограничениями. У него есть конкретные физические ограничения, потому что он строит здания. Мои ограничения не столь масштабны, но когда вы видите Octo Finissimo Ultra — это два с половиной года работы, и за два с половиной года Тадао создает потрясающее здание. Так что, как вы видите, масштаб другой, но приходится справляться с той же сложностью.

Если это сотрудничество Тадао Андо и Serpenti будет продолжено, есть ли у вас идея, как это можно сделать?

Вряд ли мы станем радикально менять знаковую форму Serpenti — я не играю с иконами таким образом. Мне нужно найти идею и рассказать вам другую историю и, возможно, поиграть с другими ограничениями, которые будут определять эстетику. Так было с Serpenti Tubogas, использованными для работы с Тадао. Тогда я решил соединить две главные исторические часовые коллекции в одной модели. Я помню, как около 20 лет назад разговаривал с синьором Паоло Булгари и сказал ему, что мне бы хотелось иметь украшение с функциональностью; некую драгоценность, которая может делать и то, и это, и еще третье. И он ответил: «Подожди, Фабрицио, — драгоценность есть драгоценность. Нам не нужна функциональность, мы должны просто ценить красоту камней». И я всегда держу эти его слова в уме.

Тигровый глаз для осени, перламутр для зимы. Драгоценные часы по временам года: какой гений их создал?
Источник:

Bulgari

Тигровый глаз для осени, перламутр для зимы. Драгоценные часы по временам года: какой гений их создал?
Источник:

Bulgari

Довольно регулярно, особенно в Азии, я вижу Serpenti на мужских запястьях. И это красиво! Особенно, если запястья достаточно тонкие. Вы наверняка об этом знаете. Не было ли у вас идеи сделать что-то с Serpenti, имея в виду и мужчин, например?

Да, с некоторых пор мы видим много фотографий джентльменов, которые носят либо браслет Serpenti, либо часы Serpenti. Это правда, я получаю такие вопросы: почему бы не сделать Serpenti для джентльменов? Но дело в том, что мы потратили более 10 лет на создание и развитие Octo Finissimo. И мы не хотим сейчас смешивать мужские и женские коллекции. Возможно, когда-нибудь, в будущем, мы попробуем что-то такое, но очень осторожно.

Тигровый глаз для осени, перламутр для зимы. Драгоценные часы по временам года: какой гений их создал?
Источник:

Bulgari

Давайте перейдем к Octo Finissimo и к новым рекордам тонкости. Сколько времени ушло на их создание?

Если говорить о платиновой версии Octo Finissimo толщиной 1,8 мм, и это самые тонкие часы из платины в мире, то почти два года. Мы полностью переделали браслет, представили совершенно новую разработку для корпуса — у нас тут по-прежнему есть карбид вольфрама на задней крышке, но теперь то, что вокруг, а также безель и браслет, сделаны из платины. Почти в то же самое время мы работали над тем, чтобы получить новый мировой рекорд — хронометр с сертификацией COSC толщиной 1,7 мм (Octo Finissimo Ultra COSC — Прим. MC Kz). Так что двое часов создавались параллельно и, честно говоря, это было совсем не так просто из-за разных ограничений: и с точки зрения функций, и с технической точки зрения.

А на Octo Finissimo Sketch ушло столько же времени?

Немного меньше. Мы начинаем с разработки циферблата, на это уходит 6-7 месяцев. Как вы знаете, для меня очень важны штрихи. Когда вы делаете эскиз в формате А4, а затем редактируете в масштабе 1:1 для циферблата, есть много вещей, которые недостаточно читаются. И качество линий очень важно, поэтому мы делаем много пробных версий. Первый циферблат, честно говоря, было невозможно прочитать. Бумажный эскиз нужно было оцифровывать, чтобы сделать форму для изготовления циферблата, но линии были расположены слишком близко друг к другу. Итак, мы переделали циферблат, полностью изменили способ оцифровки эскиза и шаг за шагом пришли к этим результатам.

Тигровый глаз для осени, перламутр для зимы. Драгоценные часы по временам года: какой гений их создал?
Источник:

Bulgari

Этот легко читать. Да и сама идея нарисовать механизм на циферблате, сделать такой оммаж механизму, она очень остроумная. Возможно, впервые в вашей карьере в Bvlgari, вы так себя проявили.

В этот раз, в отличие от предыдущего, где сам циферблат имел вид скетча, мы решили воспеть наш механизм. Это ведь самое важное достижение в истории нашего часового подразделения. Идея была в том, чтобы сделать что-то вроде комикса на циферблате — с отдельными деталями, со словами, со стрелками — что-то, что можно было бы описать.

Тигровый глаз для осени, перламутр для зимы. Драгоценные часы по временам года: какой гений их создал?
Тигровый глаз для осени, перламутр для зимы. Драгоценные часы по временам года: какой гений их создал?

Честно говоря, я чувствую тут тоже что-то японское. Особенно, в стальной модели. В сочетании цвета корпуса и циферблата с этой, знаете, графикой.

Да, как чернила, именно так. И это было важно для меня. Вы правы, у меня много и шариковых и перьевых ручек, и я раньше часто использовал японские чернила Iroshizuku для ручек Pilot.

Скажите, а можно ли сказать, что эти часы — самые личные для вас?

Возможно, да. Здесь виден мой способ создавать вещи больше, чем в предыдущих Octo Finissimo Sketch. У меня всегда есть подпись, которую никто не знает, потому что она очень маленькая. И это своего рода маленький секрет — я ставлю подпись на эскизе, и у нас есть подпись на циферблате. Так что, может быть, да, они более личные… Но заканчивая одни часы, я всегда думаю о чем-то другом, потому что эти уже в прошлом.

Текст: Елена Стафьева.