Хочется пошутить: одного взгляда на схему токийского метро уже достаточно, чтобы понять — вам оттуда никогда не выбраться и выход не найти. Видимо, подобные мысли относительно здешней логистики испытывают и сами японцы. Поэтому сначала на свет появилась игра «The exit 8», а затем проект решили экранизировать, как сегодня это делают с огромным количеством игрушек. На момент написания текста психологический триллер занимает первое место в списке «Самых популярных фильмов» на Кинопоиске. Marie Claire Kazakhstan разбирается в феномене популярности фильма «Выход 8».
О фильме: как игра стала кино
Основа фильма — инди-игра «The Exit 8», созданная компанией Unreal Engine. Тайтл внезапно превратился в глобальный феномен, разошелся более чем 1,8 млн копий и породил собственный лексикон «аномалий» и «петель». Японская студия Toho официально объявила лайв-экшен «Выход 8» по мотивам игры в конце 2024-го, затем картину показали на Каннском кинофестивале 2025 года в программе Midnight Screenings (ночные показы), а мировой зрительский релиз состоялся 29 августа 2025 года. Кино бережно следует всем правила и не пытается «раздуть» камерный мир до аттракциона, чем выгодно отличается от многих игровых адаптаций. Наш комплимент за хронометраж — компактные 95 минут, что помогает сохранить ритм и не «расслаблять» внимание зрителя.
Сюжет фильма «Выход 8»
Без спойлеров: «Выход 8» — психологический хоррор, который сохраняет игровую механику первоисточника: герой застрял в стерильном переходе метро и пытается добраться до выхода под номером 8.
Правила столь же минималистичны, как и визуальный язык: если видишь что-то странное — немедленно возвращайся и иди в обратном направлении; если аномалий нет — следуй дальше. Любая ошибка отбрасывает игрока в начало.
В фильме почти нет привычной «дорожной карты» хоррора. Вместо этого — ритм повторяющихся проходов, легкие смещения декора, звуки, которые то ли слышатся, то ли мерещатся, и подземные указатели, которым уже не вполне доверяешь. Камера в ряде сцен подражает игровому ощущению «первого лица», а сам коридор живет за счет микросдвигов — крохотных «ошибок» пространства, что отмечали обозреватели, сравнивая приемы фильма с моторикой джойстика и педантичной проверкой «аномалий» в игре.
Внешне действие предельно скромно — белая плитка, холодный свет, желтые указатели и редкие встречные фигуры (в картине активно задействовано всего пять актеров). Но именно эта скромность и кинематографический минимализм работают как усилитель тревоги: зрителя сажают в кресло тестера реальности, где единственный способ двигаться — замечать «не то» и не ошибаться. Эффект «тонкого кошмара» многие рецензенты называют главным достоинством экранизации.
Режиссер: Генки Кавамура
В режиссерское кресло опустился Генки Кавамура, продюсер многочисленных аниме («Дитя погоды», «Судзумэ, закрывающая двери», «Красавица и дракон»). В «Выходе 8» он выступает и как режиссер-постановщик, и как сценарист, что объясняет стройность концепции: драматургия держится не на твистах, а на точности кинематографического приема — как через монтаж и микродвижение камеры собрать из лаконичной петли ощущение небезопасности.
Актерский состав «Выхода 8»
Главная роль, потерянного мужчины, досталась Кадзунари Ниномия — выбор, который сразу повысил градус ожиданий у широкой аудитории, давно знающей его по главному японскому мейнстриму и певческой карьере. В Японии он суперзвезда. Идущего мужчину играет Ямато Коти, вокруг него собирается напряжение наблюдения: он вроде бы обычен, но этим и пугает. В проекте участвуют и другие заметные имена современного японского кино, включая Нану Комацу, чье появление подчеркивает «земной» слой фильма — у персонажей есть жизни вне коридора, и именно это делает петлю психологически болезненнee.
Что говорят мировые критики?
Screen International назвал «Выход 8» редким случаем, когда кино по игре реально «чувствуется как игра»: строгие правила и их кинематографическое воплощение формируют нервный опыт, а не просто декорацию. Издание прогнозирует культовый статус фильму и за пределами Японии. Южнокитайская Morning Post оценила картину как психологический триллер о вине и искуплении, который расширяет исходную «простую бродилку» до сюжета о человеческих слабостях. На Rotten Tomatoes «Выход 8» описывается как «минималистический и трогающий хоррор», один из лучших японских ужастиков за последние годы. Влиятельное издание IndieWire отмечает, что Кавамура сумел превратить игру без диалогов в загадку-головоломку, которая напоминает культовый фильм «Куб». Нам же фильм напомнил ленты о петле времени и «застрявших» в некоем пространстве героях, как «Исчезнувшие», «Треугольник» и, конечно, «Инцидент» (2014) — мексиканский фильм-антологию, где одни из героев застревают на бесконечном лестничном проеме, из которого нет выхода.
Интересная маркетинговая активность к выходу фильма — партнерство с Токийским метрополитеном: с дня японской премьеры по 3 ноября проходит офлайн-квест-бродилка «Побег из метро», где участники с набором загадок ищут «аномалии» в реальных подземных пространствах и стараются «выйти наружу». Игра расширяет вселенную фильма и буквально возвращает зрителя к истокам — механике наблюдения.