17 апреля в казахстанском прокате стартовал фильм ужасов «Өч» («Месть»). Заход 30-летнего кыргызского режиссера Илгиза Куватбека на территорию остро-социальных хорроров. До этого в копилке автора была только комедийная лента «Кошбой» и сценарий к сериалу «Зомбеты». Новая лента Куватбека уже стала заметным явлением у себя на родине, где увидела свет в феврале, а теперь претендует на лавры одного из главных фильмов в кинематографе Центральной Азии за 2025 год. Картина поднимает острые социальные темы, исследуя вопросы справедливости, насилия и силы духа женщины в патриархальном обществе.
Сюжет фильма сосредоточен на Жылдыз. Молодая девушка из сельской местности Кыргызстана становится жертвой жестокого насилия. Вместо поддержки со стороны общества и правоохранительных органов, она сталкивается с недоверием и обвинениями уже в собственный адрес. Оставшись без защиты и помощи, Жылдыз решает самостоятельно добиться справедливости, что приводит к драматическим последствиям. Тема самосуда, на фоне непрекращающихся издевательств над женщинами в патриархальном обществе, показана кровожадно и достоверно. Сообщается, что «Өч» основан на реальных событиях, однако конкретный эпизод не сообщается.
Главную роль Жылдыз исполнила Суйун Оролбек кызы, для юной актрисы это дебют на большом экране. До этой премьеры она была известна ролями на театральной сцене и снималась в клипах. Другие актеры «Мести»: Имаш Ажыкул, Назира Мамбетова и Куралбек Чокоев.
В аккаунте фильма @och_film создатели картины приводят печальную статистику. 1 из 4 женщин в Кыргызстане сталкивается с насилием, более 7000 случаев фиксируется каждый год. А сколько тысяч замалчивается? Ведь только одна из десяти жертв решается обратиться в полицию. Создатели фильма призывают не молчать о проблеме и рассказывают в соцсетях о страшных историях жен, которые скончались от рук своих супругов.
Лента «Өч» уверенно становится в один ряд с казахстанской хоррор-сенсацией — «Дастур» Куаныша Бейсека. В резонансом фильме 2023 года так же громко и кровопролитно поднималась тема жертвы насилия, превышения власти и устаревших обрядовых ценностей, существующих в обществе. И, на фоне, пробуждения общественного сознания, чудовищной истории Салтанат Нукеновой и тысяч других жертв, эта проблема будет звучать в кино ЦА, похоже, все чаще и все жестче.