Малобюджетные фильмы не англоязычного происхождения залетают на Netflix крайне редко. Хотя платформа регулярно экспериментирует с географией своего контента. Исключения часто составляет Азия; корейские и японские проекты собирают феноменальную аудиторию по умолчанию. Тем удивительнее (временный?) триумф фильма «Акулы в Париже»/ Under Paris, который представили на Netflix на минувшей неделе. Чем проект, который скрестил экологию, французскую политику и самую банальную страшилку так понравился зрителям? Разбираемся в его феномене.
Челюсти 1000.0
Начнем с незамысловатого сюжета. В главной водной артерии Парижа — Сене завелась гигантская акула. И не то чтобы в мутной городской реке кто-то вообще любит купаться или мочить ножки… Казалось бы, лови себе чудо-юдо на здоровье! Только вот со дня на день во французской столице стартуют олимпийские соревнования по триатлону. И, если акулу не поймать, участники мирового состязания могут приплыть не к красивым медалям и спонсорству LVMH, а прямиком в зубастую пасть. Власти проблему игнорируют. Спасти спортсменов и из конечности от кровавого месива решает ученая-биолог София в исполнении Беренис Бежо. Режиссер фильма — Ксавье Жанс, в карьерном анамнезе которого любимый «Люпен».
Будем честны, акулы — это всегда беспроигрышная тема, чтобы привлечь внимание к своему фильму. Растиражированная фобия, на плавнике которой мировой кинематограф катается с начала девяностых. Образец психологического триллера и «отец-основатель» галеофобии в кино — Стивен Спилберг и его «Челюсти». Классикой о кровожадных хищниках стали «Глубокое синее море», «Отмель» и «Кон-Тики». А самая жизнеутверждающая и устрашающая лента по теме — женская спортивная драма «Серфер души». Увы, картина основана на реальных событиях.
«Акулы в Париже» — довольно скучный фильм. С дешевыми, в силу бюджета, спецэффектами и совсем неубедительной «главной героиней» — цифровой гигантской акулой Лилит. Впрочем, создатели фильма большую часть времени «нагнетают» и стараются сделать ее более таинственной (= страшной). Они держат огромную рыбину за кадром, а когда она все-таки появляется в поле зрения, то часто изображается как тень в мутных водах. Как отметили в рецензии BBC, «Лилит не намного убедительнее голографической акулы, которая набросилась на Марти в третьей части „Назад в будущее“». Тем не менее, когда в качестве фона у вас мосты и бульвары Парижа, дополнительные визуальные эффекты и не требуются.
Олимпиада и Макрон не тонет
«Акулы в Париже» вряд ли пополнят список бестселлеров. Оценки у проекта не впечатляющие — за неделю фильм дотянул до отметки 5/10. Но тайминг для премьеры фильма выбран безупречно! И это делает картину определенным событием. Состояние сточных вод Сены в этом году стало темой международного обсуждения.
Как утверждает ассоциация Surfrider, которая исследует качество воды во французской реке, «в Сене сейчас очень высокий уровень кишечной палочки». «В большинстве образцов ее уровень вдвое, а иногда и втрое превышает разрешенный». Кроме того, в мае выяснилось, что из-за неисправности насосной системы несколько тысяч кубометров неочищенных сточных вод попали в Сену.
Мэр Парижа Анн Ильдаго и президент Франции Эмануэль Макрон утверждают обратное — новые очистные сооружения работают отлично. В доказательство — оба
пообещали, что поплавают в Сене 23 июня перед Олимпиадой. Эти заявления породили тысячи мемов и интернет-издевок. И афиша новых «Акул» пришлась очень кстати. Из нее очень удобно делать шарж, добавив к плакату плывущих в потоке фекалий политиков.
Эко-страшилка
«Under Paris» хотя и эксплуатирует страх человека перед пастью случайного морского хищника, хочет по-настоящему напугать нас совсем другим. По сюжету акулы появились в европейской пресноводной реке из-за экологической катастрофы, глобального потепления и слива тех самых отходов. И этот сюжет уже не кажется зрителю больше фантастическим. Пока одни активисты на берегу бросают в «Мону Лизу» томатным супом, чтобы привлечь внимание к климатической катастрофе, другие — заливают этот кровавый «суп» в 100 метрах прямиком в воду.
PS Дуа Липа
Поп-культурное наблюдение. Акула в Сене в этом году в цифровом пространстве уже появлялась. Для анонса своего нового альбома Radical Optimism популярная исполнительница Дуа Липа запустила вирусную акцию. В качестве промо-кампании в акваториях разных городов мира якобы запустили акул с обложки пластинки. И Париж был одним из них. К слову, выглядели 3D-плавники в промо-роликах певицы более реалистично, чем у Netflix.