
В 2024 году впервые в новейшей истории процент самых кассовых картин с участием женщин в главных ролях сравнялся с процентом лент с мужчинами в главных ролях.
Такие результаты были представлены накануне в ежегодном исследовании доктора Марты Лозен из Центра изучения женщин на телевидении и в кино при университете штата Калифорния в Сан-Диего и отчете доктора Стэйси Смит из Инициативы по инклюзивности Анненберга при Университете Южной Калифорнии.
Выводы из исследования Лозен
Согласно последнему выпуску ежегодного отчета «Мир (пластиковых) мужчин», в 42% из 100 самых кассовых фильмов США главные роли исполняли женщины, а в 42% — мужчины. В 16% были представлены ансамбли. В 2023 году 28% из 100 самых кассовых картин были рассказаны с женской точки зрения. Это меньше, чем 33% в 2022 году и 31% в 2021 году.
Проценты для всех говорящих персонажей и главных женских персонажей рассчитываются на основе более чем 2000 персонажей. Процент женских персонажей в говорящих ролях увеличился с 35% в 2023 году до 37% в 2024 году.
«2024 год предложил один из самых богатых списков лент с главными героинями женского пола за последнее время. Эти вымышленные женщины выступили против неудовлетворительных личных отношений и дискриминационной рабочей среды. Такие фильмы, как „Субстанция“, решительно выступили против культуры, которая считает женщин расходным материалом. Хотя количество картин с женскими главными героями достигло исторического максимума в 2024 году после удручающего 2023 года, процент женщин в более стабильных категориях главных и второстепенных ролей показал лишь незначительный рост», — отметила Лозен.
Однако эйджизм остается проблемой: мужчины получают гораздо больший процент ролей по мере увеличения возраста персонажей.
«Эти женские персонажи — исключение, а не правило. Возраст является основополагающей характеристикой. Если мы ограничиваем возраст женских персонажей на экране, мы ограничиваем виды опыта и жизней, которые мы видим у них. Наши ленты в значительной степени не в состоянии использовать всю глубину характера, которая исходит из жизненного опыта женщин, и дополнительный драматический толчок, с которым сталкиваются персонажи, когда они понимают, что находятся в третьем акте», — подчеркнула Розен.
Процент женских персонажей резко упал с 35% в возрасте 30 лет до 16% в возрасте 40 лет. В резком контрасте с этим процент персонажей-мужчин увеличивался по мере того, как они переходили от 30 (25%) к 40 годам (31%). В два раза больше мужских персонажей, чем женских, были в возрасте 50 лет и старше.
В целом, в 72% фильмов было больше персонажей мужского пола, чем женского, с говорящими ролями. Только в 21% картин женских персонажей было больше, чем мужских, а в 7% лент количество женских и мужских персонажей было одинаковым.
На 23-й год существования отчет «Мир (пластиковых) мужчин» является самым продолжительным и самым всеобъемлющим проектом, изучающим представительство женщин в кино. В период с 2002 по 2024 год в рамках проекта было проанализировано более 31 тысячи персонажей.
Выводы из исследования Смит
Согласно отчету, в котором оцениваются пол, раса/этническая принадлежность и возраст главных и второстепенных актеров в каждой ленте из 1800 самых кассовых фильмов с 2007 по 2024 год, из 100 самых кассовых картин прошлого года в 54 лентах главную или вторую по значимости роль исполняла девушка или женщина. В 2023 году только в 30 фильмах главную роль играла женщина.
«Впервые мы можем сказать, что в самых кассовых картинах достигнуто гендерное равенство. В 2024 году в трех из пяти лучших лент главную роль сыграла девушка или женщина, как и в пяти из десяти лучших фильмов, включая картину года — „Головоломку 2“ студии Disney. Мы всегда знали, что женщины будут приносить прибыль. Это не результат экономического пробуждения, а результат усилий различных заинтересованных сторон — в группах по защите прав, в студиях, через инициативы по разнообразию и инклюзивности — по утверждению необходимости равенства на экране», — отметила Смит.
Universal Pictures зафиксировала самый высокий процент женщин в главных и второстепенных ролях — 66,7%. За ними следуют Warner Bros. Pictures с 55,6% и Lionsgate с 54,5%. Хуже всех обстоят дела у Sony Pictures: всего в 38,5% ее лент из 100 лучших фильмов года главную роль сыграла женщина.