2023 год оказался для кинематографа очень непростым. Первый «полноценный» год после пандемии, когда хотелось работать на полную катушку, а киноиндустрия погрузилась во внутренние разборки. Больше ста дней продолжалась забастовка голливудских сценаристов и актеров против новых контрактов с крупными студиями. Это парализовало многие процессы: громкие премьеры переехали на 2024 год, а производство новых проектов было временно заморожено.
Но есть и хорошие новости. Кажется, будто 2023 год стал переломным в феминистской повестке. В списках лучших из лучших все чаще звучат имена женщин-режиссеров. Достаточно вспомнить, что самой кассовой лентой уходящего года стала «Барби» Греты Гервиг, а самой обласканной критиками — «Прошлые жизни» Селин Сон. В список издания IndieWire попало семь фильмов женщин-режиссеров из 25 участников (в рейтинге ниже они выделены отдельным цветом). Пропорция по-прежнему мизерная и несправедливая, но, уверены, с каждым годом эта цифра будет только расти.
25 лучших фильмов 2023 года по версии издания IndieWire:
«Прошлые жизни», Селин Сон
«Рецепт любви», Чан Ань Хунг
«Город астероидов», Уэс Андерсон
«Мальчик и птица», Хаяо Миядзаки
«Май декабрь», Тодд Хейнс
«Бедные-несчастные», Йоргос Лантимос
«Пассажи», Айра Сакс
«Анатомия падения», Жюстин Трие
«Мы все чужие», Эндрю Хэй
«Зона интересов», Джонатан Глейзер
«Тысяча и один», А.В.Рокуэлл
«Барби», Грета Гервиг
«Преступники», Родриго Морено
«Оппенгеймер», Кристофер Нолан
«Убийства Цветочной Луны», Мартин Скорсезе
«МРТ», Кристиан Мунджиу
«Личная жизнь», Кодзи Фукада
«Мучения на островах», Альберт Серра
«Кокомо-Сити», D.Smith
«Химера», Аличе Рорвахер
«Человек-паук: Паутина Вселенных», Жуакин Душ Сантуш, Кемп Пауэрс, Джастин Томпсон
«Мать-Земля», Савана Лиф
«Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет», Келли Фрэмон
«Земля Бога», Хлинюр Палмасон
«Все страхи Бо», Ари Астер.