Йоргос Лантимос, известный как один из представителей «новой греческой волны» и создатель таких фильмов, как «Клык», «Лобстер», «Убийство священного оленя» и «Фаворитка», в своем новом фильме «Бедные-несчастные» впервые обращается к жанру научной фантастики. Премьера картины состоялась на 80-м Международном Венецианском кинофестивале. Более того, здесь она была удостоена самой высокой награды — «Золотого льва» за лучший фильм.
В центре сюжета, который вольно базируется на романе шотландца Аласдера Грея, история девушки по имени Белла Бэкстер (Эмма Стоун). Бела решает оборвать свою жизнь, сбросившись с высокого моста. Но ее тело обнаруживает известный хирург и ученый-экспериментатор (Уиллем Дефо), который возвращает женщину к жизни. Он помещает в ее голову мозги младенца, которого женщина вынашивала в своей утробе. Зритель становится свидетелем рождения необычного женского персонажа: непредсказуемого, умного, любознательного, а главное, свободного от всех условностей и стереотипов общества, взглядам которого могла бы позавидовать любая сторонница #MeToo. Мы пообщались с режиссером после премьеры картины в Венеции.
MC Kz Как вам пришла идея создания фильма?
ЙОРГОС ЛАНТИМОС Впервые я прочитал книгу Аласдера Грея в 2011 году. Этот роман настолько поразил меня своей визуальной выразительностью, сложностью, юмором и многогранностью персонажей и языка, что я сразу же отправился в Шотландию встретиться с автором. Меня удивило, что до сих пор никто не взялся за экранизацию этого произведения, или, как я узнал позднее, не смог получить на это права. Аласдер встретил меня очень радушно и сразу повел на экскурсию по улицам Глазго, показывая свои любимые места в городе, которые вдохновили его на написание романа. Позднее он признался, что его больше всего убедил тот факт, что я искал с ним личной встречи. Он также ознакомился с некоторыми их моих фильмов, в частности ему понравился «Клык». Так он решил, что его роман окажется в надежных руках. После поездки, я получил благословение автора и начал обдумывать, как приступить к работе. Во время съемок «Фаворитки» я начал обсуждать участие Эммы Стоун в этом проекте, а также попросил ее стать одним из наших продюсеров.
Что вы адаптировали из романа для фильма, а что — оставили вне его?
В книге присутствует обширная дискуссия о вопросах гендерности и идентичности, а также множество размышлений о шотландском национализме. Меня заинтересовали богатые философские аспекты истории, и я исключил части, в которых речь шла о политике. В целом, я решил сосредоточится на персонаже Беллы, ее эволюции и восприятии окружающего мира. Когда мы обсуждали историю Беллы с Эммой Стоун, она задала один важный вопрос, который мне запомнился. Она спросила: «Какой стала бы женщина, если она могла бы начать все с чистого листа?» Белла — революционный персонаж, символизирующий свободу и новый способ восприятия мира. Поскольку ее жизнь начинается сначала, а характер формируется в условиях, где нет давления общества и женщину не обременяют общепринятыми нормами, Белла развивает в себе уникальные черты. Эта история о развитии и освобождении женщины в крайне репрессивном мужском обществе. Белла свободна от стереотипов, с которыми обычно сталкиваются женщины, в различные периоды жизни. Белла бросает вызов общественным нормам и отношениям между полами. Думаю, такого рода женщину современной аудитории еще не доводилось видеть.
Можно поподробнее на тему об отношениях между полами…
Главная героиня выступает как зеркало для мужчин, отражая их страхи по отношению к женщинам. Один из первых мужчин в жизни Беллы — профессор Годвин Бакстер, который пытается ее воспитать и заявляет на нее свои «отцовские» права. Профессор гордится своим созданием, а также способностями Беллы понимать и адаптироваться в этом мире. Он является, скорее, либеральным персонажем, что позволяет ему отпустить девушку, которая пожелала посмотреть мир. Еще одним мужчиной стал ученик Бакстера, Макс МакКэндлес, — бедные студент, который восхищается своим профессором и его изобретениями. Начав с желания «обладать» Беллой. Макс признает ее уникальность и начинает относиться к ней с уважением. Ловелас Дункан Уэддерберн увозит Беллу из родного дома и вводит ее в мир сексуальности. Дункан олицетворяет токсичную мужественность. Он — самовлюбленный, сосредоточенный на себе мизогинист, мужчина с альфа-менталитетом. Он желает контроля, в то же время он не уверен в себе. Дункан выдает себя за свободомыслящего, а на самом деле таковым не является. Дункан провел много времени в женском обществе. Бунтарская натура Беллы вызывает у него восхищение и одновременно ненависть из-за невозможности контролировать ее. Альфред Блессингтон, бывший муж Беллы, был деспотичным и собственническим мужчиной, страдающим от посттравматического стрессового расстройства. Встреча с новой версией Беллы полностью сломала его.
Все эти мужчины пытались контролировать Беллу по-своему, нередко не осознавая этого, так как действовали в рамках общественных норм. Но Белла является слишком автономной, чтобы подчиняться их намерениями. Ее уникальность заключается в том, что ей удается сохранить человеческую любознательность, с который мы все рождаемся, но теряем со временем. Этот экспериментальный персонаж показывает, с чем сталкиваются женщины в обществе, только в отличие от многих других, Белла смогла разрушить или преодолеть все стереотипы.
Как вам работается с Эммой Стоун?
Нашим первым совместным проектом стала «Фаворитка». Тогда имя Эммы было у всех на слуху, и я решил посмотреть несколько работ с ее участием. Мне бросилось в глаза, что она часто играла героинь, вытворяющих какие-то гадкие вещи, но при этом ее персонажи не вызывали ненависти или осуждения, напротив, скорее сожаление и симпатию. Когда мы начали наше сотрудничество, то быстро полезли, что разные практически во всем — в характерах, взглядах, поведении. Я молчалив и склонен к глубоким размышлениям, в то время как Эмма — экстраверт, она любит шутить и смеяться. Несмотря на это, мы смогли найти общий язык, и наши отношения стали настолько близкими, что сегодня нам не требуется много слов для понимания друг друга. Без участия Эммы Стоун этот фильм не стал бы таким, каким он есть. Она невероятная актриса! Благодаря ей мне удалось изменить сюжет и рассказать эту историю с женской точки зрения.
В картине много сцен секса, они показаны открыто. Было ли неловко их снимать?
Возможно, этот вопрос лучше было бы задать Эмме, но из-за забастовки актеров, она не смогла приехать на премьеру, поэтому я постараюсь ответить на него насколько смогу. В процессе съемок мы приняли несколько мер, чтобы обеспечить комфорт и профессионализм актеров в сценах близости. На площадке работал профессиональный координатор интимных сцен, который следил чтобы ничего не вызывало дискомфорта у актеров. Кроме того, мы провели тщательные репетиции, чтобы предварительно обсудить положения и типы сцен. Я считаю Эмму гениальной актрисой, которая не стесняется своего тела. Интересно, что для нее одной из важнейших причин согласиться на роль Беллы стали исследования женской сексуальности. Сексуальные аспекты являются важной частью истории Беллы. Белла не испытывает стыда или чувства вины по поводу секса, так как ей никогда не говорили, что это плохо, стыдно или опасно. Она наслаждается своей чувственностью и делает все, что ей вздумается. Представления Беллы о женской сексуальности больше соответствуют современному миру, она — героиня, которая исследует своё тело без всякого стеснения или чувства вины.
Актеры иногда выражают недовольство вашими методами на репетициях. Вы просите их выполнять необычные действия: бросаться друг на друга, кататься по полу, повторять странные фразы. Зачем все это нужно?
Мне необходимо вывести актеров из зоны комфорта. Я наблюдаю за ними в необычных ситуациях, особенно, когда им сложно и неудобно. Поначалу все они пытаются рационально подойти к ситуации, понять, что я от них хочу. Затем — теряют уверенность в себе и становятся уязвимыми. И, наконец, раскрепощаются, отдаются течению времени и начинают естественным образом проявлять свой актерский талант. Меня интересует анализ человеческих отношений и поведения, и мои эксперименты на репетициях могут привести к неожиданным результатам. Затем я выпускаю произведение в мир — и зритель может потреблять и интерпретировать его как ему вздумается, любить или ненавидеть. Мне важно оставлять достаточно места для зрительского воображения. Я не люблю толковать смысл происходящего или впадать в нравоучения.
Вы впервые работали в жанре научной фантастики. Что можете сказать об этом опыте?
Мне понравилось работать в этом жанре. В нем как персонажи, так и декорации могут быть условными и вымышленными, что оставляет много пространства для фантазии и экспериментов. Когда я создаю фильмы на современные темы, часто приходится размышлять, как создать увлекательную историю, которая кажется реальной, но все же остается фикцией. Однако, мой приход в кино был обусловлен желанием создавать мир фантазии и вымысла. Меня никогда не привлекала идея просто копировать реальность. По моему мнению задача режиссера состоит не в том, чтобы подражать реальности, а в умении активизировать воображение людей. Каждый фильм — это субъективное выражение собственных вкусов. Но если так подумать, даже наша реальная жизнь часто имеет свою долю абсурдности во всех ее аспектах и проявлениях.
Текст: Татьяна Розенштайн.