Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Дважды оскароносная Кейт Бланшетт запустила Фонд в поддержку режиссеров-беженцев. Почему она? И что за этим стоит?

Одна из величайших актрис нашего времени решила сделать кинематограф комфортным местом для всех

31 января 2025

Дважды обладательница «Оскара» актриса Кейт Бланшетт, известная по ролям в фильмах «Тар», «Жасмин», «Авиатор» и десятках других культовых картин, объединилась с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR) и Фондом Хуберта Балса (инициатива Международного Роттердамского кинофестиваля), чтобы создать новую инициативу в поддержку кинематографистов, столкнувшихся с вынужденным переселением. Проект получил название Displacement Film Fund. В рамках этой кампании пять режиссеров, являющихся беженцами или имеющих значительный опыт в освещении темы вынужденного перемещения, получат гранты по 100 тысяч евро каждый на создание собственных короткометражных фильмов.

Дважды оскароносная Кейт Бланшетт запустила Фонд в поддержку режиссеров-беженцев. Почему она? И что за этим стоит? | Источник: Doug Peters
Источник:
Doug Peters

Бланшетт, занимающая должность посла доброй воли UNHCR, прокомментировала инициативу, подчеркнув важность кино как способа передачи личного опыта и глубокого понимания чужой реальности. Она отметила, что, работая с UNHCR, она осознала не только масштаб проблемы и статистические данные, но и смогла встретиться с людьми, лично пострадавшими от вынужденного переселения, узнать их истории и прочувствовать их боль. По словам актрисы, Фонд создан именно для того, чтобы донести эти личные, эмоционально насыщенные истории до зрителей по всему миру. Она добавила, что люди, вынужденные покинуть свои дома, теряют доступ не только к базовой помощи, но и к инструментам, необходимым для их творчества. И именно в такие моменты искусство становится важнее, чем когда-либо. Бланшетт выразила благодарность Фонду Хуберта Балса, а также всем талантливым профессионалам, присоединившимся к проекту.

Режиссеры-беженцы

Displacement Film Fund официально стартует в рамках 54-м Роттердамского международного кинофестиваля. Отборочная комиссия Фонда, председателем которой станет Кейт Бланшетт, включает известных представителей киноиндустрии и общественных деятелей. Среди них британская актриса Синтия Эриво, сирийский журналист и документалист Ваад Аль-Катиб, польский режиссер Агнешка Холланд, директор Роттердамского кинофестиваля Ваня Калуджерчич, активистка Айша Куррам, режиссер анимационного фильма «Побег» Йонас Поэр Расмуссен и Амин Наваби.

Имена первых получателей грантов будут объявлены на Каннском кинофестивале в мае, а их готовые работы получат мировую премьеру на Роттердамском кинофестивале в 2026 году. Инициатива направлена не только на поддержку кинематографистов, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, но и на привлечение внимания к проблеме вынужденного переселения во всем мире и потери дома.

Беженцы

Фонд создан на фоне глобального кризиса вынужденной миграции. Согласно данным ООН за 2024 год эта тема затронула 122,6 миллиона человек. Это означает, что каждый 67-й человек на планете оказался вынужденным покинуть родину. При этом 71% беженцев проживают в странах с низким или средним уровнем дохода, что делает их положение еще более уязвимым.

Проект уже получил положительные отклики от режиссеров, которые сами столкнулись с вынужденным переселением. Иранский кинематографист Маджид Аддин, который в 2016 году прибыл в Великобританию в рефрижераторе грузовика, а спустя год выиграл конкурс на создание музыкального клипа для песни Rocket Man Элтона Джона, заявил, что эта инициатива имеет огромную ценность. Он отметил, что беженцы-режиссеры сталкиваются с особыми трудностями в реализации своих проектов. По его словам, общество и киноиндустрия часто не воспринимают их как творцов, способных занимать ключевые позиции в съемочном процессе, таких как режиссура. Вместо этого их зачастую рассматривают лишь как объекты, о которых можно снимать фильмы, а не как профессионалов, способных рассказывать собственные истории. Фонд Displacement Film Fund будет стремиться изменить эту парадигму и стереотип.