Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Эксклюзив Marie Claire Kazakhstan: интервью с актером Данияром Алшиновым

С юмором, турбийонами и международной повесткой самый востребованный актер Казахстана — Данияр Алшинов на «ты»: снимается во французских сериалах, получает награду в Венеции, дружит с римским ювелирно-часовым Домом Bulgari и мечтает о Голливуде. Об амбициях и персональных коллекциях — в нашем большом интервью с героем

13 июля 2023

Мы с вами познакомились в начале лета на мероприятии Bulgari, в Астане бренд открыл первый бутик. Все в тот вечер оценили, как быстро вы разобрались в сложнейших новых часах Bulgari Octo Finissimo с необычной индикацией: «прыгающий» час, минуты отображаются двумя стрелками, турбийон парит. Чувствуется, что изначально у вас инженерное образование. Расскажите, что вас связывает с этими шумными итальянцами?

ДАНИЯР АЛШИНОВ Я люблю Италию и ее культуру. Кстати, одно из самых ярких воспоминаний ушедшего года — 79-ый Венецианский кинофестиваль, где мне посчастливилось побывать с картиной «Голиаф» Адильхана Ержанова. (Premio bisato d’oro 2022 за лучшую актерскую игру — Прим. ред) Поэтому я был рад присутствовать на том мероприятии Bulgari и вновь окунуться в итальянскую атмосферу. На вечере было много интересных людей. Например, я познакомился с послом Италии в Казахстане. Обсудили потенциальные возможности для сотрудничества в сфере кино. Здорово, что в Казахстане столько всего сейчас модного происходит. Все больше и больше международных брендов открывают здесь свои магазины.

Что касается моего гардероба — здесь я больше аскет, практически не ношу никаких украшений в повседневной жизни, ценю комфорт. Даже обручальное кольцо надеваю только на мероприятия. А вот моя супруга (модель Ажар Кунболат — Прим.ред) — большая поклонница Bulgari. Мне же чаще хочется оставаться «чистым листом». Зато в кино я отрываюсь по полной программе: кольца, татуировки, парики!

Эксклюзив Marie Claire Kazakhstan: интервью с актером Данияром Алшиновым
Данияр Алшинов на открытии бутика Bulgari в Астане в часах Bulgari Octo Finissimo
Эксклюзив Marie Claire Kazakhstan: интервью с актером Данияром Алшиновым
Данияр Алшинов на открытии бутика Bulgari в Астане в часах Bulgari Octo Finissimo

На светские мероприятия — вечер Bulgari или Венецианский кинофестиваль — вы сами подбираете себе образ? Или у вас есть стилист?

Я люблю атмосферу фестивалей и красных дорожек, но просто ненавижу к ним готовиться. (Смеется.) За время работы в кино у меня появилось несколько хороших друзей-стилистов, которые каждый раз сами предлагают свою помощь. Особенно хочу выделить своего теперь уже друга Айзата Сарсембаева. Из последнего: благодаря Айзату я узнал, что со мной хочет посотрудничать бренд Prada — случай представился как раз на Венецианском кинофестивале.

Никогда не забирали со съемок вещи в память о своем герое?

Я всегда стараюсь забрать со съемочной площадки какую-то вещь. Мне кажется, что в персональной коллекции должны быть не только воспоминания, но и какие-то вполне осязаемые предметы. Со своего самого первого проекта — сериал «Ничего личного» — забрал галстук. Я играл работника Центра обслуживания населения, и единственное, что можно было унести — это ядовито-зеленый галстук с логотипом. Начинающим актерам обычно никто ничего не хочет отдавать. Но мне удалось художника по костюмам уговорить. Отсюда и появилась эта традиция. Иногда я оставляю на память камень, который клал к себе в ботинок на съемках, чтобы чувствовать физическую боль. Где-то это более существенные вещи. Например, со съемок французского сериала «Infiniti», где я очень подружился с костюмером, мне разрешили взять куртку, которая олицетворяла моего персонажа. В повседневной жизни я ее не ношу, но мне нравится, что она у меня просто есть. После фильма «Черный, черный человек» культовым стал свитер главного героя. Он тоже у меня.

Эксклюзив Marie Claire Kazakhstan: интервью с актером Данияром Алшиновым
Кадр из фильма «Черный, черный человек»
Эксклюзив Marie Claire Kazakhstan: интервью с актером Данияром Алшиновым
Кадр из фильма «Черный, черный человек»

«Мне кажется, что в персональной коллекции должны быть не только воспоминания, но и какие-то вполне осязаемые предметы»

2022 год стал для вас знаковым — и в кино, и в личной жизни. А вот в 2023-м наступило затишье… Вы говорили в одном из интервью, что хотите тщательнее выбирать роли. Это оно? Вы сейчас чаще отказываетесь, чем соглашаетесь?

Да, это точно оно. После марафона проектов я решил взять паузу. Мне показалось, что все то, что я мог дать своим персонажам — я уже дал. Появилось ощущение, что если я буду дальше в таком же ритме работать, то начну повторять самого себя. А мне бы этого не хотелось. Плюс — в какой-то момент я серьезно занимался подготовкой к свадьбе; потом был медовый месяц. В тот момент кино отошло на второй план.

Эксклюзив Marie Claire Kazakhstan: интервью с актером Данияром Алшиновым
Данияр Алшинов и Ажар Кунболат на вечере Bulgari

Три месяца назад я впервые решил спродюсировать проект. Ко мне обратились начинающие кинематографисты и талантливые студенты. Я подумал — почему бы и нет? И попробовать себя в роли продюсера, и помочь молодым ребятам. Мы закончили съемки всего несколько недель назад. Получился потрясающий фильм! Не терпится уже посмотреть финальный результат. Возможно, это станет новым витком моей профессиональной деятельности. Я считаю, что актер неизбежно должен прийти к тому, чтобы продюсировать фильмы, в которых снимается. Во-первых, появляется дополнительная мотивация, чтобы сыграть более качественно. Во-вторых, бóльшая вовлеченность за счет финансового вознаграждения. То есть не просто получить гонорар и забыть, а заработать столько, сколько заслужил — или совсем ничего. Мне нравится такой подход.

Это вы сейчас про фильм «История, в которой нет ничего хорошего»? Я читала в ваших социальных сетях и соцсетях команды, что это название принесло проекту немало бед, и вы даже думали над тем, чтобы его поменять…Переименовали?

О, да! Коллапсы не прекращались на протяжении почти всех съемочных дней! Например, один из актеров снялся в половине фильма, а потом, в один прекрасный день, просто убежал в гриме с площадки… Это была очень стрессовая ситуация! Нам пришлось тут же делать дублера. Им стал один из наших водителей, очень похожий внешне на «пропавшего» героя. Надеемся, никто подмену не заметит. (Смеется.)

Знаете, у кинематографистов есть такая традиция — на удачу в первый день съемок бьют тарелку. Мы это не сделали, посчитали пустым суеверием. А потом, в середине проекта, после миллиона происшествий, решили все-таки тарелку разбить. Возможно, это просто совпадение, но с этого момента все наладилось. Бог кино нас услышал.

Эксклюзив Marie Claire Kazakhstan: интервью с актером Данияром Алшиновым
Съемки фильма «История, в которой нет ничего хорошего»
Источник:
@dalshino
Эксклюзив Marie Claire Kazakhstan: интервью с актером Данияром Алшиновым
Съемки фильма «История, в которой нет ничего хорошего»
Источник:
@dalshino

Когда ты на площадке продюсер — это меняет правила игры? Например, можно спорить с режиссером, вносить правки в сценарий, диктовать свои правила…

Я всегда спорю с режиссерами. (Смеется.) Считаю, что только в споре рождается истина. На одном из проектов водители называли меня за спиной «актер-постановщик». И этот термин мне подходит идеально.

Когда ты продюсер, то, даже находясь в кадре, не можешь на 100% абстрагироваться от всего, что происходит на площадке. Ты знаешь все проблемы и постоянно держишь их в голове. Нужен очень высокий уровень собранности и концентрации. Поэтому «История, в которой нет ничего хорошего» — очень особенный для меня опыт.

Актер-постановщик не хочет пересесть в кресло режиссера-постановщика?

Пока нет. Почему-то все вокруг считают, что я готов этим заниматься. Но если честно, я считаю, что далеко не каждый актер готов стать режиссером. Для этого нужен определенный склад ума и устройство души. Не думаю, что этот «особый состав» во мне есть. Поэтому я пока не хочу режиссировать. Но вот продюсировать мне однозначно нравится. Уровень ответственности за весь проект, за конечный продукт — он сродни отцовству. Твой фильм — это твой ребенок, который появляется на свет, развивается по ходу съемок и улучшается на постпродакшне. Это очень классное чувство!

Эксклюзив Marie Claire Kazakhstan: интервью с актером Данияром Алшиновым
Источник:
@dalshino

Когда вы вживаетесь в роль, то держите в голове какого-то конкретного человека? Его повадки, манеру речи. Или это всегда образ с «нуля»?

Кино — невероятно разнообразное искусство. Оно настолько внутри самого себя многогранное, что систематизировать здесь что-либо невозможно. Это относится к работе в любом департаменте. Каждый раз ты пробуешь что-то новое, что подходит только для этого уникального проекта. Где-то ты можешь найти классного прототипа, в другом фильме — это абсолютно не нужно, в третьем — будешь играть по канонам Станиславского или Чехова, а в четвертом — вообще должен напрочь забыть, что ты профессиональный актер. Частая ситуация: играешь какой-то эпизод совсем не так, как изначально хотел — а получается именно то, что нужно. Ни один актер не знает до конца, в чем «фишка». Это именно то, за что я больше всего люблю эту профессию — она каждый раз тебя удивляет.

Какие еще проекты сейчас в работе? Или пока пауза?

В этом году я чаще отказываюсь. Хотя пара интересных предложений все же есть, но я пока не могу о них рассказывать.

Эксклюзив Marie Claire Kazakhstan: интервью с актером Данияром Алшиновым
Кадр из сериала «Infiniti»

Перед своим агентом вы сейчас ставите задачу, чаще привлекать вас к зарубежным съемкам?

Это задача любого агента и актера. Плюс, я как человек, который вырос в США, на американских фильмах, конечно, больше ориентируюсь на Америку и Европу. Всегда есть стремление работать на Западе. У меня уже был опыт работы в европейском сериале «Infiniti» именно на главной роли, что ценно и весомо. Постоянно приходят запросы на зарубежные кастинги. Поэтому, думаю, что рано или поздно что-то интересное, связанное с западным рынком, в моей карьере случится.

Вам кажется, что кинематограф Казахстана сейчас приходит в свою лучшую форму? Творится история — и вы ее неотъемлемая часть!

Буквально на днях мы разговаривали с моим товарищем-сценаристом. Он написал два-три проекта, которые сейчас находятся в стадии предпроизводства. И я уже сейчас понимаю, что они кардинально изменят рынок, когда выйдут. Каждый из фильмов — это что-то новое. И это только один человек. Прямо сейчас кино из Казахстана сильно удивляет. Мне нравится, что мы идем в ногу со временем, и я являюсь частью этого процесса. Это только начало, еще далеко не все сказано. Но с каждым годом казахстанское кино стремится только вверх, не проседает. И мне очень любопытно посмотреть, куда же мы придем через 5–10 лет.

Эксклюзив Marie Claire Kazakhstan: интервью с актером Данияром Алшиновым
Кадр из фильма «Обучение Адемоки»

В интервью вы часто говорите о мужчинах-актерах, которыми восхищаетесь. А как насчет женщин-актрис? Есть ли в актерской профессии какой-то отголосок положения женщин в Казахстане? Не считаете ли вы, что женщин в кино катастрофически не хватает? Даже в вашем новом фильме, про который мы говорили, у главного героя не дочь, а сын…

Стоит признать, что интересных глубоких мужских ролей в казахстанском кинематографе гораздо больше, чем женских. Но это не сугубо национальная черта, а общемировая. Эта проблема есть даже в Голливуде. Все-таки мы живем в патриархальном мире, как бы мы это не отрицали. Но  если сравнить ситуацию 10-15 лет назад и сейчас — она уже сильно изменилась. Все больше женщин идут в киноиндустрию. Появились сильные женщины-режиссеры и вторые режиссеры — раньше эти профессии считались сугубо мужскими. Сценаристы более детально прописывают и усиливают женские характеры. Как продюсер, в своей работе я тоже уделяю много внимания этому вопросу. Вот вы спросили: «Почему у вас в фильме не дочь, а сын?» А я вам скажу: «А вы сначала посмотрите фильм». И, возможно, этот вопрос у вас отпадет.