Как пишет BBC, цель проекта — разгрузить транспортную систему Белена, который примет более 50 тысяч человек, включая мировых лидеров, на климатическом саммите в ноябре.
Правительство штата Пара расхваливает «устойчивые» характеристики шоссе, но некоторые местные жители и защитники окружающей среды возмущены его воздействием на окружающую среду.
Леса Амазонии играют жизненно важную роль в поглощении углерода для мира и обеспечении биоразнообразия, и многие говорят, что вырубка лесов противоречит самой цели климатического саммита.
Вдоль частично построенной дороги по обеим сторонам возвышаются пышные тропические леса — напоминание о том, что здесь когда-то было. Бревна сложены высокими штабелями на расчищенной земле, которая тянется более чем на 13 км через тропический лес до Белена.
Экскаваторы и машины прокладывают путь через лесную почву, укладывая асфальт на заболоченной местности, чтобы проложить дорогу, которая пройдет через охраняемую территорию.
Клаудио Верекете живет примерно в 200 метрах от того места, где будет проходить дорога. Он получал доход от сбора ягод асаи с деревьев, которые когда-то росли на этом месте.
«Все было уничтожено. Наш урожай уже срублен. Мы уже не получаем от этого доходы, чтобы содержать нашу семью», — говорит Верекете, указывая на поляну.
По словам мужчин, он не получил никакой компенсации от правительства штата и в настоящее время полагается на сбережения.
Верекете обеспокоен тем, что строительство этой дороги приведет к еще большей вырубке лесов в будущем, так как теперь этот район стал более доступным для бизнеса.
«Мы боимся, что однажды кто-то придет сюда и скажет: „Вот деньги. Нам нужна эта территория для строительства заправочной станции или склада“. И тогда нам придется уйти. Мы родились и выросли здесь, в этом сообществе. Куда мы пойдем? Для нас, живущих на обочине шоссе, не будет никаких преимуществ. Для грузовиков, которые будут проезжать через этот пункт, будут выгоды. Если кто-то заболеет и ему понадобится поехать в центр Белена, мы не сможем им воспользоваться», — отмечает он.
Дорога оставляет два изолированных участка заповедного леса. Ученые обеспокоены тем, что это приведет к фрагментации экосистемы и нарушению перемещения диких животных.
Профессор Сильвия Сардинья, ветеринар, исследовательница в университетской клинике, и ее команда занимаются реабилитацией диких животных с травмами, полученными преимущественно из-за людей или транспортных средств. После выздоровления их выпускают обратно в дикую природу. По словам Сардиньи, сделать это будет сложнее, если появится шоссе.
«Мы потеряем территорию, на которой можно будет выпустить этих животных обратно в дикую природу, естественную среду обитания этих видов. Наземные животные больше не смогут переходить на другую сторону, что сократит площади, где они могут жить и размножаться», — пояснила она.
Президент Бразилии и министр охраны окружающей среды заявили, что это будет исторический саммит, так как это «конференция в лесах Амазонии, а не конференция о лесах Амазонии». Со слов президента Бразилии Лулы да Силвы, встреча предоставит возможность сосредоточиться на потребностях Амазонии, показать лес всему миру и рассказать о том, что федеральное правительство сделало для его защиты.
Однако по мнению Сардиньи, хотя эти разговоры будут проходить «на очень высоком уровне, среди бизнесменов и правительственных чиновников», жителей Амазонии «не услышат».
Правительство штата Пара выдвигало идею строительства этой автомагистрали, известной как Авенида Либердаде, еще в 2012 году, но ее неоднократно откладывали из-за экологических проблем.
Теперь целый ряд инфраструктурных проектов был возрожден или одобрен для подготовки города к саммиту. Федеральное правительство Бразилии инвестирует более $81 млн в расширение пропускной способности аэропорта с «7 до 14 млн пассажиров».