Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Нарушения техники безопасности и токсичность на рабочем месте: причины крушения батискафа «Титан»

Береговая охрана США опубликовала отчет, в котором катастрофа подводного аппарата названа «предотвратимой трагедией».

6 августа 2025
Хамиш Хардинг, Стоктон Раш, Сулейман Давуд, Шахзада Давуд и Поль-Анри Наржоле | marieclaire.kz

Хамиш Хардинг, Стоктон Раш, Сулейман Давуд, Шахзада Давуд и Поль-Анри Наржоле

Крушение батискафа «Титан» произошло 18 июня 2023 года. Подводный аппарат совершал коммерческий рейс с целью исследования места крушения «Титаника», что привело к гибели всех пяти человек на борту. Погибшие:

  • Стоктон Раш — командир подводного аппарата, гендиректор и основатель компании OceanGate, разработавший «Титан». Его жена Венди Вейл — праправнучка Исидора и Иды Штраусов, погибших при крушении «Титаника».

  • Шахзада Давуд — британо-пакистанский бизнесмен.

  • Сулейман Давуд — 19-летний сын Шахзады Давуда.

  • Поль-Анри Наржоле — бывший командир французского флота, дайвер, пилот подводного аппарата.

  • Хамиш Хардинг — британский бизнесмен, авиатор и космический турист, поставил несколько мировых рекордов как путешественник.

Остатки аппарата «Титан» на дне океана | Источник: Береговая охрана США

Остатки аппарата «Титан» на дне океана

Источник:

Береговая охрана США

Накануне следователи Береговой охраны США опубликовали окончательный отчет о крушении батискафа «Титан». Он охватывает более 300 страниц и является результатом двухлетнего расследования. В результате был составлен уничтожающий портрет OceanGate и Раша.

Отчет, основанный на слушаниях с участием более 20 человек, включая бывших сотрудников, рисует картину OceanGate как компании, где сотрудникам угрожали увольнением за то, что они высказывали опасения по поводу безопасности. Результатом стала культура преуменьшения, игнорирования и даже фальсификации важной информации о безопасности.

«Токсичная культура безопасности, корпоративная структура и операционные практики OceanGate были критически несовершенны, и в основе этих неудач лежали вопиющие несоответствия между их письменными протоколами безопасности и их реальной практикой. В течение нескольких лет, предшествовавших инциденту, OceanGate использовала тактику запугивания, разрешения на научные операции и благоприятную репутацию компании, чтобы избежать контроля со стороны регулирующих органов», — говорится в отчете.

Следователи обнаружили, что конструкция, сертификация, техническое обслуживание и процесс проверки «Титана» были неадекватными.

«Эту морскую катастрофу и гибель пяти человек можно было предотвратить», — заявил председатель Морского совета по расследованиям Береговой охраны США Джейсон Нойбауэр.

Сотрудники рассказали следователям, что Раш часто обходил установленные протоколы и игнорировал опасения опытных сотрудников и подрядчиков.

«Кумулятивным эффектом стала авторитарная культура, в которой безопасность не только не была приоритетной, но и активно подавлялась. Эта токсичная среда, характеризующаяся возмездием и унижением тех, кто выражал обеспокоенность по поводу безопасности, в сочетании с отсутствием внешнего контроля, подготовила почву для окончательной гибели „Титана“», — сказано в отчете.

В докладе также говорится, что растущее финансовое давление в 2023 году стало причиной решения OceanGate хранить подводный аппарат на открытом воздухе в течение канадской зимы.

«В течение этого времени батискаф не был укрыт или защищен от воздействия окружающей среды, подвергаясь воздействию осадков и многократным циклам замерзания-оттаивания, что, вероятно, привело к дальнейшему ухудшению структурной целостности корпуса», — отмечается в отчете.

Следователи пришли к выводу, что Раш «проявил халатность», которая привела к гибели четырех человек. Если бы он выжил, дело, скорее всего, попало бы в Минюст США, и ему могли бы быть предъявлены уголовные обвинения.

Представитель компании OceanGate заявил, что прекратила свою деятельность и сосредоточила свои ресурсы на сотрудничестве со следователями. Компания начала перевозить десятки платных клиентов и исследователей к месту, усеянному обломками «Титаника», в 2021 году, позиционируя эти путешествия как часть амбициозной инициативы по развитию глубоководного туризма.

В прошлом году семья Наржоле подала иск о неправомерной смерти, требуя более $50 млн на фоне обвинений в том, что «обреченный подводный аппарат» имел «тяжелую историю», и что OceanGate не раскрыла важные факты о судне и его надежности.

Семья Давуд надеется, что трагедия станет поворотным моментом для подводной индустрии.

«Если наследие Шахзады и Сулеймана может стать катализатором для изменений в регулировании, которые помогут предотвратить повторение подобных потерь, это принесет нам хоть какой-то мир», — говорится в заявлении семьи Давуд.