Имя бельгийца Мартина (Мартена, Мартана) Маржела навеки вписано в историю моды. Основатель культового Дома Maison Margiela, один из важнейших представителей деконструктивизма и великий выпускник Королевской академии изящных искусств в Антервпене. В 2009 году он покинул собственный бренд (а за несколько лет до этого, перестал выходить на поклоны в финале шоу). Человек-невидимка, аноним, инкогнито… Человек, внешность которого сложно вспомнить, но модные произведения, изобретения и открытия — сложно забыть. Больше 15 лет о Маржеле не было практически ничего не слышно и, уж тем более, не видно.
В 2024 году Маржела выходит в публичное пространство и дает о себе знать. Правда, снова полностью инкогнито. Во втором родном для него городе, Антверпене, появилось первое произведение искусства уже не дизайнера, но художника Мартина Маржела. Это арт-объект или скульптура под названием Blinds («Жалюзи»).
Легенду попросили создать художественное оформление для обновленной Шуттерсхофстраат — важной торговой улицы в центре Антверпена. Многочисленные витрины магазинов, люди, прогуливающиеся по улице, блеск и соблазнительность, динамизм мегаполиса, грубость и непредсказуемость — все эти элементы формируют контекст первой монументальной скульптуры Маржелы на открытом воздухе. Жалюзи изготовлены из нержавеющей стали, но были отшлифованы, чтобы имитировать текстуру ткани, и, наконец, покрыты палладием.
В этом обелиске много личного. Жалюзи — предмет, который ассоциируется с уединением и анонимностью, за которыми скрывается автор. Что именно в данном случае скрыто от посторонних глаз — остается загадкой. Тот, кто пытается заглянуть «за занавес», обходя скульптуру, всегда возвращается к исходной точке. Произведение искусства выглядит как мираж, вечный пейзаж мечты, отсылка к бельгийскому сюрреализму, который является источником вдохновения для Маржелы. Как сказал другой знаменитый бельгиец, Рене Магритт: «Каждая вещь, которую мы видим, скрывает другую, мы всегда хотим увидеть то, что скрыто за тем, что видно».