Большой «тренд» в музейном деле — репатриация предметов старины. Что для культурных институций может стать историческим подвигом, для других — настоящим разорением. Страны-родоначальники требуют вернуть на историческую родину их величайшие сокровища, украденные или подаренные сотни лет назад. Самый главный скандал «с возвратом» тянется уже несколько лет: между правительством Греции и Британским музеем. Он касается мраморного рельефа великого Парфенона.
Созданные между 447 и 432 годами до н.э. рельефы повествуют о церемониальных шествиях в честь греческой богини Афины, а также о мифологических битвах кентавра и лапифы на свадебном пиру Пейритуса. 15 рельефов хранятся в Британском музее в Лондоне уже двести лет, в начале 19 века они были вывезены из Греции лордом Элджиным. И уже много лет греки пытаются вернуть исторические сокровища.
В свою защиту Британский музей утверждает, что помимо «законного владения» древними рельефами, его причины отказа в возврате обусловлены «моральной ответственностью за сохранение всех находящихся на его попечении коллекций и за то, чтобы сделать их доступными для мировой аудитории». По иронии судьбы в 2023 году учреждение оказалось втянуто в небывалый скандал, когда выяснилось, что давний куратор Британского музея — Питер Хиггс был уволен за кражу свыше 1500 экспонатов.
Новый виток музейных разборок. Греция предлагает простое торговое решение конфликта. В интервью The Guardian министр культуры Греции Лина Мендони согласна обменять другие древние артефакты, которые отправятся в Британский музей вместо мрамора Парфенона. «Они заполнили бы пустоту, поддерживали и постоянно возобновляли интерес международных посетителей к греческим галереям Британского музея», — говорит чиновник. Англичане взяли паузу на размышление, но все же вряд ли пойдут на эту сделку.