На кинофестивале тюркских народов «Қорқыт ата» режиссер Алишер Утев, известный своими картинами «5:32» и «Бизнес по-казахски» высказался о том, почему казахстанское кино страдает от однотипных героев, слабых женских образов и повторяющихся актеров.
Индустрии нужно больше женщин за кадром
«У нас колоссальный дефицит полноценных женских персонажей. И этому есть простое объяснение: 99,9% сценаристов в Казахстане — мужчины. Пока за сценарий не возьмутся девушки, ситуация не изменится» — признал режиссер.
По словам Утева, проблема не в сексизме, а в человеческом опыте. Мужчина, каким бы эмпатичным он ни был, не может в полной мере прожить весь спектр женских чувств.
«Когда я пробую писать женские проекты, получается фейк. У нас разная прошивка — логика, мотивации, реакции. Можно сделать „правильный“ по всем канонам сюжет, но он не будет глубоким и не заденет женскую аудиторию по-настоящему», — объясняет он.
Утев сравнивает этот разрыв с географией: снимать о регионе, в котором никогда не был, можно, но получится поверхностно. Так и с гендером: без личного опыта и взгляда изнутри невозможно создать убедительную историю.
«Как только появятся женщины за кадром — их будет больше и в кадре», — говорит он.
Один и тот же герой в десяти фильмах
Не менее болезненной темой стала клишированность актерских образов. Почему одни и те же казахстанские актеры годами играют одни и те же типажи? По мнению Утева, проблема не в артистах, а в продюсерах и режиссерах, которые не умеют мыслить стратегически.
«Как только кто-то выстреливает в определенном амплуа — сразу появляется десять фильмов, где он снова играет то же самое. Это неграмотность индустрии. Вместо того чтобы развивать актера, его просто вставляют в готовую формулу».
Режиссер отмечает, что актерам также стоит быть избирательнее — ведь именно их лица становятся лицами кино.
«Актеры получают все бенефиты, но и становятся жертвами, когда подписываются на все подряд. Многие не понимают, что их лицо — это их капитал. Но у нас нет агентской системы, нет продюсеров, которые могли бы стратегически выстраивать карьеру. В Голливуде актеру выстраивают план на три года вперед: какие роли укрепят его образ, какие бренды могут прийти. У нас все происходит хаотично».
В основе всех этих проблем — системная незрелость индустрии. Казахстанское кино пока не имеет развитой инфраструктуры, где драматургия, психология персонажа и стратегия актерской карьеры были бы частью профессии.
