Внимание! Текст содержит спойлер. А единственное, чему по-настоящему учит картина «Микки 17», — это внимательнее читать мелкий шрифт в трудовом договоре
Сюжет «Микки 17»
В центре событий картины «Микки 17» — проект по колонизации космоса. На дворе 2054 год, и огромные корабли, наполненные добровольцами-неудачниками, покидают умирающую Землю, отправляясь к далеким планетам для создания новых человеческих поселений. Безумный и карикатурный лидер экспедиции Кеннет Маршалл (Марк Руффало) и его супруга (Тони Коллетт) одержимы идеей создания «чистой, белой планеты, населенной лучшими представителями человечества». (Только почему в таком случае на борту так много представителей других рас?)
В этот элитный мир точно не вписывается Микки (Роберт Паттинсон). Перед полетом простак даже не удосужился прочитать трудовой договор и теперь принадлежит к касте так называемых «расходников». Он — клон. Его биометрические данные и память загружены в систему-кирпич, и каждый раз, когда он погибает на задании, его заново печатают. После чего он вновь выполняет опасные работы, от которых отказались остальные. Микки тестирует на себе последствия радиации, лишается руки в открытом космосе, его тело используется для разработки вакцины от страшного вируса. И так снова, и снова, и снова.
Но однажды в истории с клонированием происходит «техническая накладка»: Семнадцатый не умер, как думали ученые, а Восемнадцатый уже напечатан. Теперь во Вселенной два Микки. Хотя внешне они идентичны, их характеры различаются — и они чертовски недолюбливают друг друга. Микки 17 — запуганный и неуверенный, словно побитый щенок, тогда как Микки 18 исполнен злости и решимости покончить с обезумевшим режимом на корабле. Дополнительную напряженность вносит тот факт, что оба влюблены в одну и ту же девушку — Нашу (Наоми Аки).
В основе этого сюжета угадываются мотивы фильма «Луна» Дункана Джонса, но если там царила меланхолия, то здесь — жесткость, наркотики, секс и абсурдистская комедия.
Актеры в «Микки 17»
После трехлетнего рабочего затишья, последовавшего после «Бэтмена», молодой супруг и отец Роберт Паттинсон возвращается на экран. В промежутке мы видели его только в рекламных проектах Dior. У Пон Джун-хо Паттинсон пытается шире раскрыть актерский диапазон, перевоплощаясь пусть и в идентичных, но все же двояких персонажей. Стоит признать, что упоротый ультраправый наркоман-анархист выходит у него гораздо убедительнее мягкого и заботливого домашнего героя-любовника с чаем из ромашки.
Судя по всему, из Наоми Аки ее агенты решительно лепят образ идеала женщины, от которой любой главный герой теряет голову в первые три секунды повествования. При этом на экране она борется с расизмом и мачизмом, но неизменно в финале начинает с удовольствием властвовать над любимым мужчиной. Ровно так было в прошлогоднем триллере «Подай знак». Ровно так же развиваются события сейчас.
В роли лидера Кеннета Маршалла снялся добряк Марк Руффало — один из главных экоактивистов на голливудских холмах. Он часто выбирает кричащие и безапелляционные картины с экологической повесткой и землей на грани катастрофы. И пытается всех нас спасти.
Совершенно идиотская роль досталась талантливой актрисе Тони Коллетт. Ее героиня выступает в роли серого кардинала всей экспедиции и помешана на приготовлении соусов-энергетиков. Усмотрели в этом возможную пародию на увлечение Голливуда и состоятельных американцев Erewhon — премиальной сетью магазинов здорового питания и кафе в Калифорнии. Они прославились своими дорогостоящими смузи со смесью суперфудов — ингредиенты вроде спирулины, адаптогенов, коллагена, грибов рейши, маки и т. д.
Удивила Анамария Вартоломеи в роли Кай. Невероятно красивая франко-румынская актриса показала пронзительную игру в драме «Событие», картине-победителе Венецианского кинофестиваля 2021 года. В «Микки 17» ей досталась роль воинствующей представительницы ЛГБТК+. У Анамарии настолько выразительная внешность, что кажется, будто она сыграет роль Джокера и переломит ход событий. Но по сути совершает лишь ряд обескураживающих поступков. Оплакивает любимую подругу, но тут же хочет попробовать интимную близость с клоном, которого винит в его смерти. Произносит феминисткую речь о женщинах, эксплуатируемых мужчинами ради будущего потомства, но затем холоднокровно расстреливает невинное инопланетное существо. Изменилось ли что-то в сюжете, если бы Кай в нем не было? Вряд ли существенно. Такой же вопрос ко множеству «многообещающих» статистов, которые произносят мощные реплики, которые не приводят ни к какому повороту сюжета.
Смысл «Микки 17»
Фильм режиссера-корейца с актером-британцем задумывался как карикатура и сатира на американское правительство Дональда Трампа и Илона Маска. Здесь есть и идея генетически чистой расы (читай — законы против иммигрантов), и обсессия космосом и колонизацией планеты (читай — экспедиция на Марс). Чтобы никаких сомнений в источнике вдохновения не было, паства на космическом корабле вполне красноречиво носит красные бейсболки с лозунгом, которые в реальной жизни носит сам Трамп и его сподвижники. Тоталитарное управление обществом, скрывающее свою жестокость под ложной заботой.
Главная тема творчества Пон Джун-хо, которую он исследует практически во всех проектах, — это классовое неравенство и деление на элиты. На этом построены «Паразиты» и «Сквозь снег». Богатые порабощают бедных, бедные убивают богатых. 1:1. Вот и здесь, на колонизацию новой планеты летят не лучшие умы, а группка непутевых ученых и армия пропащих должников. Именно на них, как на лабораторных крысах, ставят эксперименты. «А что, если накормить их сомнительным мясом?» «А что, если попробовать снять защитный костюм в открытом космосе?» Упс…
Пон Джун-хо указывает на беспощадность и безжалостность человека в отношении природы. Этические вопросы генной инженерии и пищевой промышленности он поднимал еще в «Окча» (2017). А в «Хозяине» (2006) рассказывал о мутанте, созданном из-за загрязнения реки химическими отходами.
В ярком фокусе и новые взаимоотношения полов. Мужчина и женщина меняются ролями-стереотипами. Пон Джун-хо продолжает траекторию мирового кино, которое активно чествует женщин-воительниц. Они уверены в себе, амбициозны и стремятся к власти, но при этом умеют проявлять заботу, оказывают поддержку и изобретательны в постели. И мужчины с этим «окей». Новым героям-любовникам роль «домашних подкаблучников» ничуть не претит. Не она завязывает ему галстук по утрам, а он поправляет ей деловое платье. Можно поменяться социальными ролями, передать бразды правления в ее руки и при этом не растерять ни уважения, ни страсти.
Самой непростой и неоднозначной видится на экране тема клонирования. Такая же бесконтрольная страшилка мирового сообщества наряду с восстанием машин и властью искусственного интеллекта. В «Микки 17» талантливо исследуются темы опасности и этики, связанные с дегуманизацией и искусственной жизнью. Даже постельная сцена с любовным треугольником из двух клонов на крошечной космической постели выглядит неуютно, неловко и невольно вызывает ряд этических и эротических вопросов.
Критика «Микки 17»
Несмотря на визуальную привлекательность и фантастический кастинг, «Микки 17» страдает от недостатка глубины в характерах героев, чрезмерной предсказуемости и затянутых побочных линий. То, что критики в The Guardian называют «самой мощной сценой в фильме», — речь Наши об инопланетном вторжении людей, — лично нам видится дискурсом для школьников. Хочется спросить: какая именно формулировка героини показалась обозревателю сильной? «Мы пришли на их планету — это мы пришельцы, а не они».
Общение Микки 17 через переводчика с гигантскими мокрицами — чистые сны при температуре +39. Иронично то, что практически одновременно с премьерой картины Apple объявила о выпуске новых наушников с технологией синхронного перевода. Миккам бы такое пригодилось.
По-настоящему интересным и философским остается вопрос, который герои задают Микки навязчиво и прямолинейно: «Что ты чувствуешь, когда умираешь?» Будто сама идея перерождения тут же делает смерть более приемлемой. Но на этот главный вопрос жизни ответа нет ни у многострадального Микки, ни у авторов картины.
Оценка редакции на фильм «Микки 17»: 5/10.