
Текст содержит спойлеры
Как пишет The Guardian, это фильм о Фантастической четверке, в котором наконец-то выясняется, почему у команды супергероев все получается — не потому, что они самые сильные или самые умные, а потому, что они человечны и функциональны перед лицом тотального уничтожения. Да, судьба этой великолепной ретро-версии будущего Земли (828) находится под угрозой. Да, рождается ребенок, который (по крайней мере в комиксах) по сути является божеством. Но вы запомните ссоры, любовь и настоящую экранную химию.
Фильм не безупречен — середина картины движется так, будто ищет послетитровый тизер, который так и не появляется. Однако это фильм о супергероях с душой и умом.
Одна из самых замечательных особенностей фильма «Первые шаги» — это то, насколько освежающе нормально смотреть фильм Marvel, у которого есть начало, середина и конец. Никаких порталов в Седьмую фазу, никакого камео Халка, напоминающего, что все взаимосвязано, и что весь фильм вполне может оказаться просто эмоциональной подготовкой для сериала Disney+ о тете Человека-муравья. Всего четыре человека, один подозрительно активный младенец и ретрофутуристическая странность.
Решение Marvel развернуть фильм в альтернативной вселенной, где к 1960-м годам уже были освоены внеземные космические путешествия и технологии летающих автомобилей, окупилось с лихвой.
Рид Ричардс — человек настолько патологически рациональный, что считает родительство физической проблемой; Джонни Шторм — огненный хлыст, который каким-то образом все же ловко держит основные эмоциональные ритмы фильма; Сью Шторм — стабилизирующая сила группы; а Бенджамин Гримм — кусок разумного гравия, который произносит самые трогательные фразы фильма. Все это базовые вещи, как вы могли бы подумать, но это то, к чему никто прежде не приближался с этой командой супергероев.
Сью Шторм наконец-то получает арку персонажа
Предыдущие попытки перенести первую семью Marvel на большой экран всегда давали нам Женщину-невидимку, которая большую часть фильма реагировала на гениальность мужчин или препиралась со своим братом. Напротив, версия Ванессы Кирби заявляет о себе как о главной силе: супергероине, способной бросить вызов Галактусу, смягчить более безумные спирали техно-спасителя Рида и удерживать эмоциональный центр команды. Она не отодвинута на второй план и не заморожена, пока парни спасают мир. Она проактивна, прагматична и играет решающую роль в выживании команды. Именно силовое сопротивление Шторм надвигающемуся врагу в конечном итоге склоняет чашу весов в пользу супергеров, а не безумные уравнения Рида или гигантские каменные кулаки Бена. На этот раз Женщина-невидимка не исчезает.
С большой силой приходит ужасающая забота о детях
Один из самых трогательных аспектов фильма «Первые шаги» заключается в том, как он преподносит беременность Сью и предстоящее рождение ребенка Франклина Ричардса не просто как сюжетный ход, а как полноценное размышление об ужасе новообретенной родительской ответственности. Мистер Фантастик и Женщина-невидимка — далеко не первые родители, пытающиеся осознать пугающие последствия воспитания того, что они едва могут постичь: все мамы и папы знают, что Вселенная вот-вот изменится навсегда. Разница на этот раз (как мы знаем из комиксов) в том, что маленький комочек радости, о котором идет речь, — не просто ребенок: он — воркующая, булькающая кнопка перезагрузки мультивселенной.
Фильм не переоценивает этот сдвиг с помощью смягченных эмоций. Никаких слащавых монологов о материнстве, никаких замедленных кадров колыбели. Но что он действительно передает — и с большим резонансом, чем большинство фильмов Marvel, — это паника, благоговение и всепоглощающая любовь, которые возникают с появлением чего-то совершенно нового.
Сцена после титров
Из того, как Рид описывает своего сына в «Первых шагах», становится ясно, что этот ребенок может оказаться столь же влиятельным на экране, как и в печати. Если он смог вернуть свою мать к жизни после ее столкновения с Галактусом, сможет ли он также создавать совершенно новые миры и разрушать границы между различными вселенными, используя только силу своего разума? В комиксах он, конечно, может. Может быть, поэтому Доктор Дум так заинтересован в сцене после титров, которая происходит через четыре года после событий фильма? Он не произносит ни слова, но то, как он смотрит на ребенка — теперь уже малыша, — говорит о его злонамеренных намерениях.