В октябре 2019 года «Джокер» Тодда Филлипса стал настоящей сенсацией в кинематографическом мире, вызвав бурное обсуждение и завоевав внимание зрителей и критиков по всему миру. Фильм собрал более 1 миллиарда долларов в мировом прокате, получил 11 номинаций на «Оскар», в том числе за лучший фильм, и принес Хоакину Фениксу статуэтку за лучшую мужскую роль. Но спустя несколько лет сиквел «Джокер: Безумие на двоих» (англ. «Joker: Folie à Deux») столкнулся с резкой критикой и низкими кассовыми сборами. Почему же столь долгожданное продолжение с участием Хоакина Феникса и Леди Гаги оказалось таким разочарованием и едва окупает свой внушительный бюджет? Что пошло не так, и почему экспериментальный мюзикл стал одним из самых провальных комикс-фильмов последних лет — мы попытались в этом разобраться.
Разочарование ожидало уже на старте. Провальные кассовые сборы
По оценкам Warner Bros. Pictures, второй «Джокер» собрал лишь 40 миллионов долларов в первый уикенд в Северной Америке. Это менее половины того, что заработала первая часть «Джокера», который стартовал с ошеломляющей суммой в 96,2 миллиона долларов. Такое разочарование уже на старте — предвестник беды для любого блокбастера, тем более для дорогостоящей ленты с бюджетом около 190 миллионов долларов. С учетом затрат на маркетинг, фильм оказался значительно дороже своего предшественника, на производство которого ушло всего 55 миллионов.
Слабый старт в Северной Америке был подкреплен и скудными международными сборами: всего 81,1 миллиона долларов. В итоге суммарный дебютный сбор составил 121,1 миллиона, что гораздо ниже первоначальных прогнозов, предполагавших сборы в районе 150 миллионов.
Что говорят критики и зрители?
Оригинальный «Джокер» удивил своей острой реализацией, эмоциональной глубиной и смелым социальным подтекстом, который затрагивал тему психического здоровья и социальной несправедливости. Фильм стал культурным феноменом, привлекая как фанатов комиксов, так и тех, кто обычно не интересуется супергеройской тематикой. Со второй частью получилось совсем наоборот: сиквел столкнулся с жесткой критикой еще до выхода в широкий прокат. После премьеры на Венецианском кинофестивале в сентябре, лента получила смешанные отзывы, а на Rotten Tomatoes рейтинг обрушился с 63% до 34% всего за месяц. Зрительская оценка тоже оставляет желать лучшего: всего 31% по данным того же агрегатора.
На CinemaScore «Джокер: Безумие на двоих» заработал катастрофический рейтинг D — самый низкий в истории экранизаций комиксов от крупных студий. Даже такие откровенно слабые фильмы, как «Бэтмен и Робин» (1997) или «Морбиус» (2022), получили оценки повыше.
С учетом того, что оригинал получил оценку B+, а реакция зрителей была в основном положительной, падение рейтинга на 3 ступени вниз — это тревожный сигнал. На фоне плохих отзывов в Интернете, фильм стремительно теряет зрительский интерес и рискует стать самым убыточным проектом года.
Почему зрители отвергли сиквел?
Пожалуй, самая спорная особенность фильма «Джокер: Безумие на двоих» — его жанровая идентичность. Тодд Филлипс решил превратить сиквел в музыкальный фильм, где музыка становится ключевым элементом повествования. Фанаты оригинального фильма ожидали увидеть мрачную, психологически насыщенную драму с элементами триллера, а получили… мюзикл. Даже Филлипс сам определил жанр фильма как «картина, где музыка — неотъемлемая часть сюжета», но такие эксперименты явно не пришлись по вкусу зрителям.
Саундтрек включает 11 музыкальных номеров, которые, по мнению критиков, разрушают и без того слабую динамику фильма. Как отметил обозреватель L.A. Times Майкл Ордонья, «музыкальные вставки часто прерывают и без того слабое повествование, а на экране не чувствуется никакой интриги или напряжения».
Просчеты в маркетинговой стратегии
Одной из ключевых причин провала является и неправильная маркетинговая стратегия. В отличие от первого фильма, студия Warner Bros. не смогла эффективно донести до аудитории суть фильма. Вместо того, чтобы честно позиционировать его как музыкальную драму, картину рекламировали как продолжение «Джокера», что в итоге вызвало сильное разочарование у зрителей. Более того, звезды фильма — Хоакин Феникс и Леди Гага — практически не участвовали в рекламной кампании. Ситуацию ухудшило и решение студии представить фильм на Венецианском кинофестивале, что только усилило негативное восприятие критиков.
Низкий спрос и отсутствие интереса
Еще один тревожный звоночек — количество билетов, проданных на премьерные показы в Северной Америке. В первый день «Безумие на двоих» собрало всего 7 миллионов долларов, что почти в два раза меньше показателей оригинала (13,3 миллиона долларов). Уже тогда стало ясно, что повторить успех 2019 года не удастся.
Как ни печально, но аудитория, которая с восторгом принимала первый фильм, оказалась совершенно не готова к столь радикальному жанровому повороту. Мужская часть зрителей, составлявшая 60% фан-базы первого «Джокера», полностью отвергла музыкальные эксперименты Филлипса.
Что в итоге?
Провал «Джокера: Безумие на двоих» — это не просто неудача одного фильма, но и показатель того, что студии и режиссеры должны учитывать ожидания аудитории. Экспериментальность и новаторский подход — это интересно, но когда речь идет о столь ожидаемом продолжении, важно сохранить баланс между оригинальностью и тем, что привлекло зрителей в первый раз.