Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Джокер: Безумие на двоих» феерично провалился в прокате. В чем причина?

Сиквел нашумевшего фильма «Джокер» обернулся грандиозным провалом, не оправдав ожиданий ни зрителей, ни критиков

7 октября 2024

В октябре 2019 года «Джокер» Тодда Филлипса стал настоящей сенсацией в кинематографическом мире, вызвав бурное обсуждение и завоевав внимание зрителей и критиков по всему миру. Эстетизированная депрессия, насилие как форма социального высказывания, «сумасшествие» как политический комментарий — все это принесло ленте более миллиарда долларов в прокате и 11 номинаций на «Оскар».

Казалось бы, формула успеха найдена. Но шесть лет спустя сиквел под названием Joker: Folie à Deux («Безумие на двоих») превратился в нечто противоположное — в урок, как быстро и болезненно можно потерять связь с аудиторией, впав в режиссерское самодовольство. Несмотря на звездный состав — Хоакин Феникс и Леди Гага — фильм стартовал вяло и продолжает с трудом покрывать собственный (и, стоит сказать, раздутый) бюджет. Что же пошло не так?

«Джокер: Безумие на двоих» феерично провалился в прокате. В чем причина? | Источник: Allstar / Warner Bros.
Источник:

Allstar / Warner Bros.

Разочарование ожидало уже на старте. Провальные кассовые сборы

По оценкам Warner Bros. Pictures, второй «Джокер» собрал лишь 40 миллионов долларов в первый уикенд в Северной Америке. Это менее половины того, что заработала первая часть «Джокера», который стартовал с ошеломляющей суммой в 96,2 миллиона долларов. Такое разочарование уже на старте — предвестник беды для любого блокбастера, тем более для дорогостоящей ленты с бюджетом около 190 миллионов долларов. С учетом затрат на маркетинг, фильм оказался значительно дороже своего предшественника, на производство которого ушло всего 55 миллионов.

Слабый старт в Северной Америке был подкреплен и скудными международными сборами: всего 81,1 миллиона долларов. В итоге суммарный дебютный сбор составил 121,1 миллиона, что гораздо ниже первоначальных прогнозов, предполагавших сборы в районе 150 миллионов.

Что говорят критики и зрители?

Оригинальный «Джокер» удивил своей острой реализацией, эмоциональной глубиной и смелым социальным подтекстом, который затрагивал тему психического здоровья и социальной несправедливости. Фильм стал культурным феноменом, привлекая как фанатов комиксов, так и тех, кто обычно не интересуется супергеройской тематикой. Со второй частью получилось совсем наоборот: сиквел столкнулся с жесткой критикой еще до выхода в широкий прокат. После премьеры на Венецианском кинофестивале в сентябре, лента получила смешанные отзывы, а на Rotten Tomatoes рейтинг обрушился с 63% до 34% всего за месяц. Зрительская оценка тоже оставляет желать лучшего: всего 31% по данным того же агрегатора.

Источник: Warner Bros.
Источник:

Warner Bros.

На CinemaScore «Джокер: Безумие на двоих» заработал катастрофический рейтинг D — самый низкий в истории экранизаций комиксов от крупных студий. Даже такие откровенно слабые фильмы, как «Бэтмен и Робин» (1997) или «Морбиус» (2022), получили оценки повыше.

С учетом того, что оригинал получил оценку B+, а реакция зрителей была в основном положительной, падение рейтинга на 3 ступени вниз — это тревожный сигнал. На фоне плохих отзывов в Интернете, фильм стремительно теряет зрительский интерес и рискует стать самым убыточным проектом года.

Почему зрители отвергли сиквел?

Пожалуй, самая спорная особенность фильма «Джокер: Безумие на двоих» — его жанровая идентичность. Тодд Филлипс решил превратить сиквел в музыкальный фильм, где музыка становится ключевым элементом повествования. Попытка интегрировать музыкальные номера в ткань психопатологического повествования скорее напоминает режиссерскую потерю ориентации в собственном материале. Филлипс сам определил жанр фильма как «картина, где музыка — неотъемлемая часть сюжета», но такие эксперименты явно не пришлись по вкусу зрителям.

Фанаты оригинального «Джокера» пришли за мраком, внутренней деградацией, городом как метафорой социального гниения. А вместо этого получили декорации бродвейской сцены и камерную «психушку» с примесью «Звезда родилась». Еще и не самую талантливо поданную.

Источник: Warner Bros.
Источник:

Warner Bros.

Саундтрек включает 11 музыкальных номеров, которые, по мнению критиков, разрушают и без того слабую динамику фильма. Как отметил обозреватель L.A. Times Майкл Ордонья, «музыкальные вставки часто прерывают и без того слабое повествование, а на экране не чувствуется никакой интриги или напряжения».

Просчеты в маркетинговой стратегии

Вторым ударом по фильму стал не сам продукт, а то, как его пытались продать. Вопреки очевидному сдвигу в жанровой парадигме, маркетинговая стратегия студии Warner Bros. выглядела как попытка спрятать новаторство за узнаваемым лицом. Рекламная кампания эксплуатировала образ прежнего Джокера — социального мстителя и маргинального гения, умалчивая о том, что теперь это — скорее театральная вариация на тему любви и патологии. Как итог — зритель получил не то, что ожидал, и, разумеется, отвернулся.

Более того, звезды фильма — Хоакин Феникс и Леди Гага — практически не участвовали в рекламной кампании. Ситуацию ухудшило и решение студии представить фильм на Венецианском кинофестивале, что только усилило негативное восприятие критиков.

Низкий спрос и отсутствие интереса

Еще один тревожный звоночек — количество билетов, проданных на премьерные показы в Северной Америке. В первый день «Безумие на двоих» собрало всего 7 миллионов долларов, что почти в два раза меньше показателей оригинала (13,3 миллиона долларов). Уже тогда стало ясно, что повторить успех 2019 года не удастся.

Как ни печально, но аудитория, которая с восторгом принимала первый фильм, оказалась совершенно не готова к столь радикальному жанровому повороту. Мужская часть зрителей, составлявшая 60% фан-базы первого «Джокера», полностью отвергла музыкальные эксперименты Филлипса.

Что в итоге?

Источник: Warner Bros.
Источник:

Warner Bros.

Провал «Джокера: Безумие на двоих» — это не просто неудача одного фильма, но и показатель того, что студии и режиссеры должны учитывать ожидания аудитории. Современный зритель, несмотря на все разговоры о «готовности к экспериментам», все еще жаждет внятного контекста и смысловой честности. Да, кино может быть формой искусства, а не только развлечения, но в случае «Джокера» вторая часть слишком резко порвала с тем, что сделало первую великой.