Точность визуального стиля Уэса Андерсона уже давно стала легендой. Достаточно показать случайный кадр из любого его фильма — от «Королевства полной луны» до «Города астероидов» — и вы тут же безошибочно назовете режиссера. Костюмы, плавные панорамы камеры, безэмоциональные герои и, конечно же, декорации — симметричные и выверенные до миллиметра. Новый фильм Андерсона, «Финикийская схема», не стал исключением из правила режиссера-эстета-перфекциониста.
В фильме, снятом Уэсом Андерсоном совместно с Романом Копполой, мировая премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале, а затем — 30 мая 2025 в кинотеатрах, Бенисио дель Торо играет Анатоля «Заза-заза» Корду — «безжалостного, харизматичного бизнес-магната», согласно производственным заметкам. Его притягательность сопоставима только с его загадочностью. Представьте себе разбойника и визионера XX века. Действие происходит в 1950 году, и Корда — один из самых богатых людей Европы.
Фильм начинается с того, как Корда летит на самолете, который тут же терпит крушение. Это уже шестое покушение на его жизнь. Впервые это заставляет его задуматься. Чтобы прийти в себя, он возвращается в свой роскошный палаццо в финикийском стиле. Внутри — сдержанная гамма серого и черного, фрески-тромплей, шедевры живописи, сложенные в углах, как старые журналы. Зритель входит в его мир, наполненный каменными ваннами, Ренуарами и целой галереей эксцентричных персонажей. Это Бьорн-репетитор, которого играет Майкл Сера, сводный брат Нубар в исполнении Бенедикта Камбербэтча и кузина Хильда, в исполнении Скарлетт Йоханссон. Здесь есть сцены в египетском стиле, эпизоды в духе Касабланки (под названием «Марсельский Боб»), сцены в поезде, как это часто бывает у Андерсона, а также на борту корабля. Персонажи оказываются в пустыне, затем в джунглях, и время от времени возвращаются в палаццо.
Для создания декораций к «Финикийской схеме» съемочная группа и декораторы вдохновлялись реальными местами и людьми. Прототипом Корды послужил Калуст Гюльбекян — британский бизнесмен армянского происхождения и известный коллекционер искусства. Художник-постановщик Адам Штокхаузен и декоратор Анна Пиннок обратились к его дому и музею, а также к итальянским дворцам в Мантуе, Венеции и Риме.
Особое внимание уделено галерее в доме Корды — просторному залу с мраморным полом, потолками и стенами, стилизованными под колонны. Над фресками работала команда мастеров под руководством Доменико Реордино, использовавших техники имитации мрамора ручной росписью и коллажа.
Во многих сценах зрители наблюдают коллекцию произведений искусства Корды — как подлинные шедевры, вроде Ренуара и Магритта, так и копии. Некоторые картины были арендованы из частных коллекций. Остальные были изготовлены специально для фильма. Коллекция не выставлена как завершенная экспозиция, а находится в постоянном движении: картины, скульптуры и антиквариат то приходят, то исчезают.
Интерьеры снимались на студии Бабельсберг в Потсдаме, одной из старейших киностудий мира. Практически весь фильм снят именно на построенных декорациях. Одновременно строились и использовались сразу несколько сцен: палаццо, ночной клуб «Марсельский Боб», египетский отель и прочие. Самое потрясающее — финальная сцена, уютная лачуга в Потсдаме, снята в настоящем доме-ресторане. Это было редкое для Андерсона пространство — невылизанное, захламленное, по-настоящему жилое.
Значительную роль в фильме играют и костюмы. Художник по костюмам Милена Канонеро работала с Андерсоном не впервые, до «Финикийской схемы» она отвечала за гардероб героев прославленного «Отеля „Гранд Будапешт“». Она совместно с режиссером подбирала образы, основанные как на выбранной эпохе, так и на визуальных ассоциациях из искусства, фотографии и кино. Дель Торо говорил, что построил образ персонажа на сочетании сценария, костюма и собственных интуиций.
Одной из самых технически сложных сцен стала первая: Курда лежит в каменной ванне, курит сигару и читает. Камера, как у Брайана Де Пальмы, установлена на потолке. Сцена снята в замедленном движении, а все актеры должны были двигаться быстро, чтобы в результате кадр выглядел замедленным. Дель Торо вспоминал, как во время съемок хотелось сказать: «Погодите, я забыл перевернуть страницу», но времени не было — процесс шел без остановок.
Масштабный макет инфраструктурного проекта, который играет ключевую роль в сюжете, создавался вручную Симоном Вайссе, автором миниатюрного «Отеля Гранд Будапешт». Модель была настолько прочной, что по ней мог передвигаться Камбербэтч. В финале ее буквально взорвали, использовав классические практические спецэффекты: воду из контейнеров и тщательно просчитанный момент разрушения.
Культ коллекционирования Корды режиссер связывает с реальными примерами: частной коллекцией Арпада Плеша, музеем Гюльбекяна и зоопарком Уильяма Рэндольфа Херста. Присутствие подлинных произведений искусства на съемочной площадке добавило атмосферности — актеры и зрители чувствуют их «ауру», говорил Андерсон.
Фильм «Финикийская схема» — это не только история о заговоре, деньгах и власти. В его центре — путь героя к переосмыслению ценностей. Он теряет состояние, но восстанавливает отношения с дочерью и вновь обретает себя. Как выразился дель Торо: не важно, победил ты или проиграл. Главное — семья, друзья и стремление к действию. И хотя Зазза-Зазза, возможно, все еще способен жульничать в карточной игре — он все же сделал правильный выбор.