Почти у каждого в жизни случались мимолетные встречи, которые отзывались в душе странным, щемящим чувством, как если бы это было неспроста. Как будто человек, который в этот миг оказался рядом с вами, мог сыграть в вашей судьбе очень важную роль. Ощущение странной близости вспыхивало и исчезало без следа вместе с краткой мыслью «А вдруг мы были знакомы в прошлой жизни?»
Корейцы определяют такие случаи понятием «ин-ён» (인연), которое переводится как «судьба», а в пояснении героини романтической драмы «Прошлые жизни» обретает многоуровневый смысл. Если вы случайно соприкоснулись рукавами с незнакомцем, вас разделяет 8000 слоев ин-ён, но ваш секундный контакт означает, что у вас есть шанс быть вместе — через 8000 жизней. При этом вы не обязательно будете парой, а, может быть, птицей и ее любимой веткой дерева или еще чем-то необычным, но не менее неразлучным.
Вокруг загадочной связи человеческих душ закручен сюжет картины, начавшей триумфальный вояж по мировым кинотеатрам c успешной премьеры на фестивале «Санденс» в январе 2023-го, где Past Lives назвали лучшим дебютным фильмом за последние годы. К финалу года «Прошлые жизни» прописались во всевозможных топ-листах, возглавили список 25 лучших фильмов 2023 по версии IndieWire и того и гляди вступят в гонку за «Оскар».
35-летняя кореянка Селин Сон сняла незамысловатый и очень искренний фильм, на удивление виртуозно переложив на экран историю из собственной жизни. Как и главная героиня, 12-летняя Селин переехала из Кореи в Канаду, ее папа — тоже режиссер, мама — художник, она — драматург, а ее супруг Джастин Курицкес — тоже писатель и американец с еврейскими корнями.
Идея сценария пришла Селин в голову в реальной ситуации, с экранной копии которой стартует фильм. Она, как и Нора (ее играет звезда сериала «Утреннее шоу» Грета Ли), сидела в баре между собственным мужем и другом детства, приехавшим повидать ее из Кореи. И в ворохе чувств, испытываемых ей в тот момент, мелькнула мысль, что люди со стороны наверняка задаются вопросом: какие отношения объединяют эту странную троицу?
Простой композиции фильма добавляет объема тема миграции и значимых нюансов, разобщающих и предсказуемо объединяющих людей, выросших в разных культурных средах. Когда героиня «Прошлых жизней» флиртует с будущим мужем, объясняя ему суть ин-ён, она и не догадывается, что нераскрытая любовь родом из Сеула догонит ее чувствительным бумерангом и доведет до слез в разгар счастливой семейной жизни.
Успешный дебют в большом кино стал приятной неожиданностью для автора сценария и режиссера картины. Селин Сон выросла в городе Маркем канадской провинции Онтарио, писала пьесы для школьного литературного клуба, а потом поступила в Университет королевы в Кингстоне, чтобы выучиться на психотерапевта. Спустя пару лет она вернулась к своему увлечению и подала документы в театральную школу Колумбийского университета.
Дальше ее биография развивалась примерно так, как показано в фильме, вплоть до встречи с будущим мужем в литературном пансионе в Монтоке. Они поженились в 2016 году. Селин работала драматургом, но постановки по ее пьесам не имели громкого успеха, и в 2020 году она перешла в штат сценаристов компании Amazon. Примерно тогда же она начала работу над сценарием «Прошлых жизней», удачно попавшим в руки продюсеров Студии A24.
Из теории ин-ён следует не только, что от судьбы не уйдешь, но и то, что важно замечать ее прикосновения, не отмахиваясь от мыслей о прошлых и будущих жизнях как от нелепых фантазий. Как объясняет Селин Сон, Past Lives повествует не о счастливой или несчастной любви, а о той, которая не случилась: «Для меня было важно, чтобы зрители почувствовали, что здесь нет „правильного“ финала. Есть реальные аргументы, чтобы Нора осталась с мужем, но есть и объяснимые мотивы в пользу Хэ Сона. Я хотела не однобоких выводов, а равных возможностей в этой истории».