Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

В собрании Лувра впервые появилась работа, сделанная для Инстаграма

Видео «Четыре времени года» Мохамеда Буруиссы рассказывает о жизни сада Тюильри.

15 октября 2025

Лувр сделал шаг в новое для себя направление: впервые за многовековую историю музей приобрел произведение видеоискусства. Шаг революционный — и дальновидный. Проект алжирского художника Мохамеда Буруиссы «Les 4 temps» («Четыре времени года») посвящен знаменитым садам Тюильри и будет представлен публике с 22 октября 2025 по 19 января 2026 года. Она будет показана в зале La Chapelle, собственно, с видом на сам Тюильри.

В собрании Лувра впервые появилась работа, сделанная для Инстаграма | marieclaire.kz

Как отмечает The Art Newspaper, замысел видео родился из годового цикла коротких фильмов, которые Буруиссы снимал специально для официального аккаунта Лувра в Instagram с февраля 2024 по февраль 2025 года. Каждую неделю художник выкладывал небольшой ролик, фиксируя, как сад живет и меняется в зависимости от времени года. Он наблюдал за тем, как меняются свет и тени, как реагируют растения, как ведут себя люди. Художник подчеркивал, что интересовался не просто красотой пейзажа, а жизнью сада как живого организма. Он общался с садовниками, фиксировал их труд и ритм, в котором природа и человек взаимодействуют ежедневно. Этот человеческий взгляд на пространство делает видеоработу не документом, а визуальной поэмой о времени и созерцании. После завершения проекта Буруиссы объединил записи в цельное произведение, а также написал к нему оригинальную музыку. В композицию вошли и звуки, записанные во время работы — шум листвы, шаги, ветер, дыхание пространства. Эти детали создают эффект присутствия и делают видеоряд живым.

Название «Четыре сезона» имеет двойной смысл. С одной стороны, оно отсылает к четырем временам года, через которые проходит зритель вместе с кадрами. С другой — напоминает о квартале Ла Дефанс, где Буруиссы провел детство: там расположен торговый центр с тем же названием. Таким образом, работа объединяет личное и универсальное, Париж прошлого и настоящего, музей и городскую среду.

По словам Донатьена Гро, руководителя отдела современных программ Лувра, произведение стало отражением идеи музея как места, соединяющего прошлое и настоящее. Он подчеркнул, что взгляд Буруиссы на сад и сам музей раскрывает новое измерение их существования: «Он один из самых сильных видеоартистов нашего времени, и его работа говорит с Лувром на современном языке, сохраняя при этом уважение к его истории».

Сад Тюильри занимает особое место в культурной жизни Парижа. Созданный в XVI веке по заказу Екатерины Медичи, он со временем стал символом города и неотъемлемой частью ансамбля Лувра. С 2005 года именно музей отвечает за его содержание. Сегодня Тюильри ежегодно посещают миллионы людей, а с 2025 года сад официально получил статусы «Jardin Remarquable» и «Ecojardin», подтверждающие его историческую и экологическую значимость.

Для модного мира сад Тюильри — лакомая локация. Здесь не только устраивают съемки, но и с недавних пор устраивает каждое свое шоу регулярной коллекции Dior.

Приобретение «Четырех сезонов» стало частью программы «Histoire du Louvre», в рамках которой музей стремится пополнять коллекцию произведениями, отражающими его собственную историю и современность. Для институции, веками ассоциировавшейся с великими мастерами прошлого, включение видеоискусства стало важным жестом. Лувр, который сам смотрит на Тюильри из своих окон, впервые делает предметом искусства то, что всегда было рядом — пейзаж, время, движение, дыхание города.