В минувшую среду, 12 июля, были объявлены номинанты на главную премию в мире ТВ и стримингов — «Эмми-2023». По количеству претендентов на награды здесь лидируют сразу три проекта HBO: «Наследники», «Белый лотос» и «Одни из нас». Что стало неожиданностью для Голливуда, так это одна из «претенденток» на «Лучшую женскую роль в драматическом сериале». Речь об экранной Элли из «Одни из нас». Игра Беллы Рэмзи — просто феноменальна, вопросов нет. Кажется, что 19-летний возраст противоречит столь огромному масштабу таланта и эмоциональной глубине. Почему же эта номинация спорная, если перед нами — одна из самых талантливых представительниц своей профессии?
Дело в том, что Рэмзи несколько раз публично заявляла о том, что считает себя небинарной личностью. То есть не ассоциирует себя ни с мужским, ни с женским полом в конкретике. После долгих сомнений Рэмзи решили использовать в отношении себя местоимение «они», которое кажется им наиболее точным. Получается, выдвигаться чисто в «женской» категории на «Эмми» для Беллы не правильно? А что делать, если для «они» номинацию еще не придумали? А может и вовсе стоит отменить разделение по гендеру в киноиндустрии, и вручать награды «вперемешку», просто за талантливую игру? Современное общество выдвигает большое количество вопросов и требований.
Разделение наград по половому признаку ввели почти 100 лет на «Оскаре». Подвох в том, что Американская киноакадемия создала отдельные категории не для того, чтобы гарантировать актрисам равное признание… Совсем наоборот. В обществе того времени бытовало совершенно противоположное мнение о том, что игра женщин в кино никогда не сможет сравниться по своему таланту и глубине с мужской.
Тем не менее, полемика вокруг Рэмзи свидетельствует и о том, что многие зрители и критики (и хейтеры!) попросту не знают, как работают номинации. Все дело в том, что как таково «теста на гендер» здесь нет. Другими словами, любой актер/актриса может сам решить, в какую категорию подавать заявку. Но что делать, когда твоего гендера в списке нет?
Показательный пример пятилетней давности. Так было с Азией Кейт Диллон, которые говорят про себя «они». Они ассоциируют себя с гендерквир и сыграли первого в истории телевидения небинарного персонажа по имени Тейлор Мейсон в сериале «Миллиарды». Будучи по рождению женщиной, в 2017 году они решили выдвигаться в категории «актер», сославшись на первоначальное нейтральное употребление этого термина. Но, заветную номинацию, несмотря на заявку Диллон, так и не получили. Прецедента не случилось.
Белла Рэмзи фактически продолжают историю. Но из «двух зол» они все же решили быть номинированными в категории «Лучшая актриса». Логика следующая: на экране Рэмзи воплощает женского персонажа и ассоциируется в сериале с женским полом. (Хотя второй и третий сезон не за горами, и все еще может измениться.)
Из других примеров актеров/актрис, которым пришлось выбирать пол из-за номинации на награду: Эмма Коррин (принцесса Диана из «Короны»), Эмма Д'Арси («Дом дракона»), Е.Р.Файтмастер («Анатомия страсти»), Джастин Дэвид Салливан («Джульетта»).
А вот других небинарных представителей индустрии такое положение вещей и выбор категорически не устраивают. Они выступают за отмену гендерного деления на столь масштабных премиях. В этом сезоне свою позицию несогласия высказала, например, Лив Хьюсон. Они (Лив так же говорит о себе во множественном числе) исполнили роль юной Вэн в гениальном драматическом сериале «Шершни». Хьюсон не выдвигались ни на одну номинацию, так как выбрать не могли — и не должны. Даже несмотря на то, что престижная награда могла бы стать для них счастливым билетом к славе или финансовой стабильности.
Вы вообще задумывались о том, что актерская номинация — единственная среди всех в киноиндустрии, где существует деление по гендерному принципу? Ведь ни в одной другой категории оно не считается обязательным. Лучший режиссер, лучший сценарист, лучший автор и исполнитель саундтрека, лучший художник по костюмам… Здесь все соревнуются со всеми, без оглядки на половые различия и самоидентификацию. Почему же «лучшие роли» по-прежнему выглядят и ведут себя настолько архаично?
Причин несколько. Одна из них — банальная коммерческая составляющая. Мужчины-актеры поднимают рейтинги просмотров по статистике лучше, чем женщины. А, учитывая тот факт, что интерес к всевозможным премиям из года в год падает, то организаторы видят в объединении номинаций определенный риск.
Второй аргумент. Продюсеры и члены Гильдий обеспокоены тем, что общая система награждения приведет к резкому сокращению числа номинантов и победителей-женщин. Достаточно посмотреть, что творится в режиссерской категории. За первые 80 лет существования «Оскара» ни одна женщина не получала приз за лучшую режиссуру; а за всю историю это случалось лишь трижды.
Впрочем, сгущать краски не стоит. Достаточно посмотреть на пример «Грэмми», где гендерные различия в вокальных премиях отменили более десяти лет назад. И на женщинах это никак не сказалось. (Рекордсменка Бейонсе или Билли Айлиш тому пример.) Премия MTV Movie Awards сделали тоже самое в 2017 году. Две крупнейшие премии в области независимого кино — Spirit Awards и Gotham Awards — в последние годы так же отказались от своих гендерных категорий. И с удивлением обнаружили, что женщин-номинантов теперь представлено даже больше, чем мужчин.
Можем ли мы ожидать, что последние из могикан — «Оскар», «Эмми» и «Тони» — добьются таких же результатов, если перейдут к «бесполой» модели вручения актерских наград? Вопрос по-прежнему открытый. И если в торжественный вечер «Эмми-2023» на сцену как «Лучшая актриса» поднимутся Белла Рэмзи — уверены, их речь определенно войдет в историю.