Слово 2025 года по версии Оксфордского словаря — rage bait («приманка для ярости»).
В шорт-лист также вошли слова«аура-фарминг» — создание привлекательного публичного образа посредством презентации себя таким образом, чтобы передать уверенность, крутость или таинственность, и «биохакинг» — попытка улучшить свою физическую или умственную работоспособность путем изменения своего рациона питания, физических упражнений или образа жизни либо путем использования других средств, таких как лекарства, добавки и гаджеты.
«После трех дней голосования, в котором приняли участие более 30 тысяч человек, наши эксперты выбрали rage bait, приняв во внимание настроения публичных комментариев и проанализировав наши лексические данные», — говорится в сообщении Оксфордского университета.
Почему «приманка для ярости»?
Rage bait — это «онлайн-контент, намеренно предназначенный для того, чтобы вызвать гнев или возмущение, будучи раздражающим, провокационным или оскорбительным, как правило, публикуемый с целью увеличения трафика или вовлеченности в определенную веб-страницу или контент соцсети».
В 2025 году в новостном цикле доминировали социальные волнения, дебаты о регулировании онлайн-контента и опасения по поводу цифрового благополучия.
«Наши эксперты заметили, что в этом году использование приманок rage bait изменилось, сигнализируя о более глубоких изменениях в том, как мы говорим о внимании — как о том, как оно предоставляется, так и о том, как его добиваются, — вовлеченности и этике в интернете», — отметили в Оксфордском университете.
За последние 12 месяцев частота употребления этого слова утроилась.
Термин «приманка для ярости» впервые был использован в публикации на Usenet в 2002 году как способ обозначить определенный тип реакции водителя на мигание фар другим водителем, который просил его пропустить. Затем это слово превратилось в интернет-сленг, используемый для описания вирусных твитов, часто для критики целых сетей контента, которые определяют, что публикуется в сети, например, платформы, создателей и тенденции.
С тех пор это слова стало синонимом контента, призванного вызывать гнев, так как оно по своей природе раздражающее, оскорбительное или намеренно сеет раздор, а также популярным термином, используемым в редакциях по всему миру и в дискурсе среди создателей контента. Это также проверенная тактика привлечения внимания, часто встречающаяся в перформативной политике. Так как алгоритмы соцсетей начали поощрять более провокационный контент, это переросло в такие практики, как rage-farming, которое представляет собой более последовательно применяемую попытку манипулировать реакциями и со временем вызывать гнев и вовлеченность путем добавления в контент приманки для ярости, особенно в форме преднамеренной дезинформации или материалов, основанных на теориях заговора.
«Приманка для ярости» — слово, образованное от слов rage, означающего «бурную вспышку гнева», и bait, означающего «привлекательный кусочек еды». Оба термина прочно укоренились в английском языке и восходят к временам среднеанглийского языка. Хотя этот термин и имеет близкую этимологическую параллель с кликбейтом, имеющим общую цель — стимулировать онлайн-активность и потенциально вызывать раздражение, «приманка для ярости» имеет более конкретную направленность на разжигание гнева, разногласий и поляризации.
Появление термина «rage bait» как отдельного термина подчеркивает гибкость английского языка, в котором два устоявшихся слова могут быть объединены для создания термина, который резонирует с миром, в котором мы живем сегодня.
«Поскольку технологии и искусственный интеллект все глубже проникают в нашу повседневную жизнь — от фейковых знаменитостей и инфлюенсеров, созданных ИИ, до виртуальных друзей и платформ знакомств, — нельзя отрицать, что 2025 год стал годом вопросов о том, кем мы являемся на самом деле, как в сети, так и в реальной жизни. Тот факт, что слово „приманка для ярости“ существует и стало так часто употребляться, означает, что мы все больше осознаем, к каким манипулятивным приемам мы можем быть причастны в интернете. Раньше Интернет был сосредоточен на привлечении нашего внимания, разжигая любопытство в обмен на клики, но теперь мы наблюдаем резкий переход к захвату и влиянию на наши эмоции и то, как мы реагируем. Это похоже на естественный прогресс в продолжающемся разговоре о том, что значит быть человеком в мире технологий, и о крайностях онлайн-культуры. В то время как прошлогоднее слово года „гниение мозга“ запечатлело истощение умственных сил при бесконечной прокрутке, „приманка для ярости“ проливает свет на контент, намеренно созданный для того, чтобы вызывать возмущение и увеличивать количество кликов. Вместе они формируют мощный цикл, в котором возмущение порождает вовлеченность, алгоритмы его усиливают, а постоянное воздействие истощает нас морально. Эти слова не просто определяют тенденции; они показывают, как цифровые платформы меняют наше мышление и поведение. Оксфордское слово года призывает нас остановиться и поразмышлять о силах, формирующих наш коллективный язык», — заявил президент Oxford Languages Каспер Гратволь.
