Неделя высокой моды в Париже, осень 2025, официально завершилась. Все внимание на нынешнем кутюре было приковано к громким перестановкам в Домах, «приветствиям» и «прощаниям» креативных директоров. Личность того или иного дизайнера выходила на первый план: продолжение исторического соперничества Schiaparelli и Chanel; дебют Гленна Мартенса на кутюре; заключительное шоу Демны в Balenciaga.
Для редакции Marie Claire Kazakhstan таким большим событие стало возвращение талантливой женщины-дизайнера Ирис ван Херпен в календарь парижского кутюра. Бренд Iris van Herpen пропустила две кутюрные недели моды подряд — последний показ состоялся в июле 2023 года, после чего она не участвовала в коллекциях haute couture в 2024 и начале 2025 годов. Причины такого перерыва были связаны с ее стратегией. Вместо регулярных показов она сосредоточилась на научно-исследовательской работе, развитии междисциплинарных проектов и громких международных коллаборациях. И на прошедшей Неделе мы смогли увидеть фантастический результат этих экспериментов.
Кутюрная коллекцию под названием Sympoiesis стала настоящим научно-художественным манифестом. Среди инновационных материалов коллекции — почти невесомый органза-текстиль, весом всего пять граммов на квадратный метр. Его уже называют «тканью из воздуха». Но самый обсуждаемый элемент — это «живое платье», созданное из 125 миллионов биолюминесцентных одноклеточных водорослей Pyrocystis lunula.
В затемненном пространстве показа на подиуме появился силуэт, одновременно напоминающий скелет и растение, испускающий глубокое синее свечение. Образ оказался не просто платьем, а настоящей колонией микроорганизмов, способных светиться в ответ на движение модели.«Это не создание наряда — это выращивание, забота, связь. И в этом есть нечто по-настоящему трогательное», — говорит дизайнер о своем творении. В разработке материала участвовал биодизайнер Крис Беллами. Он начал работу с водорослями два года назад в Полинезии.
Потребовалось протестировать около 50 формул, чтобы достичь нужной текстуры, цвета и жизнеспособности. Переход от жидкого состояния к плотному материалу занял около 35 этапов и потребовал поддержки научных центров. После этого форму покрывали специальной дышащей мембраной, которая позволяет водорослям жить и светиться прямо внутри платья. Система настолько устойчива, что микроорганизмы могут размножаться внутри ткани и усиливать свечение со временем.
Перед показом образ хранился в прозрачном боксе при контролируемом освещении и уровне влажности — имитировалось подводное окружение на глубине 50 метров. На подиум модели выходили из «водяного туннеля» при синих лазерных лучах. Этот образ стал кульминацией коллекции Sympoiesis — демонстрации того, что Iris van Herpen остается одним из немногих независимых модных Домов, успешно комбинирующих науку, технологию и моду.