Модная игра в музыкальные стулья и не думает сбавлять темп. Когда казалось, что все дизайнеры уже уселись — происходит очередной раунд, и фэшн-герои вновь меняются местами. Одна из таких незапланированных перетасовок случилась в марте 2025 года. В середине месяца конгломерат Kering неожиданно объявил, что Демна Гвасалия совершил трансфер из Balenciaga в Gucci на место отклонявшегося Сабато де Сарно. В индустрии тут же стал вопрос — а кто же займет позицию в Balenciaga? И, кажется, у владельца Франсуа-Анри Пино обозначился шорт-лист.
Если верить информации анонимного инсайдера индустрии boringnotcom, на данный момент Kering рассматривает трех кандидатов. Двое из них — свободные агенты, а третий — занят. Речь о Джоне Гальяно, покинувшим Maison Margiela; Киме Джонсе, экс-Dior, и Питере Мюлье, который создает божественные коллекции в Alaïa.
Питер Мюлье — очень логичный кандидат. Ранее правая рука Раф Симонса, он с 2021 года вдохнул новую жизнь в Alaïa, обновив ДНК бренда для нового поколения. Как и Демна, он учился в Антверпенской Королевской академии художеств, и их объединяет любовь к драматичным силуэтам и драпировке. Но если Демна часто тяготел к хаосу, Мюлье предлагает строгость. Его коллекции отличает сосредоточенная элегантность с элементами эксцентричности, но всегда сдержанной чувством меры. Если Kering захочет направить Balenciaga в сторону более утонченной моды, сохранив при этом авангардный дух, особенно в контексте высокой моды, то Мьлье выглядит идеальной кандидатурой.
Еще одно имя, которое обсуждают применительно к Balenciaga, — Джон Гальяно. Он был бы великолепен, особенно в области Haute Couture. Гальяно — одна из последних настоящих суперзвезд моды, фигура вне времени, которую все хотели бы видеть у руля легендарного Дома. Когда он покидал Maison Margiela, он написал в прощальном письме: «Ходят слухи… Все хотят знать, все хотят мечтать. Когда придет время — все откроется». Это можно понимать как намек на то, что его карьера не закончена. Многие пользователи соцсетей заметили, что его последние коллекции перекликаются с формами и линиями основателя дома Balenciaga. Однако возникает важный вопрос: сможет ли Гальяно взаимодействовать с поп-культурой так, как это делал Демна, и так, как этого теперь ждут клиенты бренда? Идея выглядит заманчиво — Гальяно действительно великий дизайнер, и коммерчески его успехи внушительны: при нем Maison Margiela сильно вырос, хотя значительная часть этого роста связана со стратегическим подходом владельца Ренцо Россо.
Новое имя в контексте перестановок — Ким Джонс, который одновременно ушел и из Fendi, и из любимого мужского департамента Dior, уступив место Джонатану Андерсону. После этого его активно сватали в родной британский Burberry. Но последняя коллекция бренда доказала, что Дэниел Ли никуда двигаться не собирается. Впрочем, фигура Джонса, даже при всеобщем звездной обожании, выглядит в этом списке наиболее противоречиво. Он сильный (один из лучших!) мужской дизайнер, но вот женские коллекции, и опыт Fendi тому подтверждение, выходят у него не столь феерично.
На начальном этапе в лонг-листе участвовали еще две кандидатуры: единственная женщина в списке Мартин Роуз и лучший друг Ирины Шейк — Риккардо Тиши, который засиделся несколько лет без работы.
Хорошая новость в том, что Демна не оставляет за собой руины. Напротив — он уходит, оставив Balenciaga в крепком и узнаваемом состоянии. Но справится ли следующий креативный директор с задачей? И в какую эру вступит? Marie Claire Kazakhstan следит за развитием событий.