Одно из значимых событий Недели высокой моды в Париже (если не самое главное!) — первый в карьере Алессандро Микеле кутюр. Итальянский дизайнер сделал себе громкое имя в моде, проработав семь лет в Gucci, прежде чем перейти в Valentino. Но, в отличие от нынешнего места работы, у Gucci нет линии haute couture или alta moda. Хотя, будем честны, в каждой коллекции Микеле можно было найти образцы настолько кропотливые в своей ручной работе, деликатные в декоре и глубокие по смыслу, что они зачастую превосходят маститых «кутюрных» коллег.

Шоу Valentino Haute Couture весна 2025 года — второе в новой должности для Микеле. Дизайнер известен тем, что очень щепетильно относится к любой детали. В том числе, приглашениям на показы. Редактор Marie Claire Kazakhstan помнит, как в качестве приглашения на одно из шоу Gucci под его руководством получила пакет с садовой рассадой — собственный Gucci Garden. На этот раз гостям рассылали в подарок три куска мыла с насыщенным миндальным ароматом в голубой шкатулке. (Другой модный кусок мыла в свою коллекцию, зеленый, в свое время мы получили от Isabel Marant). На крышке «банного» набора было выгравировано слово Vertigineux («Головокружение») — так Микеле назвал свою дебютную коллекцию. И это слово лучше всего характеризует шоу.
Многие звездные поклонники таланта Алессандро из Gucci последовали за ним в Valentino, заполнив первый ряд. Самые влиятельные — Элтон Джон и его супруг Дэвид Ферниш, пара Ник и Сьюзи Кейв, актер Колман Доминго. А вот по-настоящему близкие друзья дизайнера — Дакота Джонсон и Гарри Стайлс до показа так и не доехали.
Алессандро всегда устраивал фантастические шоу, будь то кастинг с моделями-близнецами или модели, несущие в руках собственные восковые головы. И показ Valentino Haute Couture не уступал в спецэффектах. Гостей заранее предупредили по электронной почте, что пространство будет замкнутым, а тем, кто плохо переносит мигающий свет, лучше остаться дома.
Вдохновением для кутюра Алессандро Микеле послужила концепция итальянского философа Умберто Эко о «головокружении от списков» (vertigo of the list). Философ-писатель размышлял о роли списков в культуре, искусстве и человеческом мышлении. Эко считал, что списки — это один из основных способов, с помощью которых люди структурируют и осмысляют реальность. Мы создаем списки, чтобы классифицировать, сохранять память и наводить порядок в хаотичном мире. Однако, чем больше список разрастается, тем больше он напоминает бесконечный поток информации, который невозможно охватить целиком, вызывая эффект «головокружения» — ощущение бесконечности, избыточности, захвата сознания объемом данных.
Обычно списки воспринимают как нечто сухое и упорядоченное, но Микеле решил переосмыслить их в нечто художественное. На огромном экране вдоль подиума, как в видеоигре, мелькали порядковые номера моделей и красные слова, отражавшие ключевые идеи коллекции. Королева Виктория, путешествие, бриллианты, средневековая тайна, рыба-мандаринка — и так далее, без конца.
весна 2025 года вошло 48 образов. Коллекция открылась эффектным и, впоследствии, самым обсуждаемым платьем: с юбкой из жаккардового тюля, плетеным корсажем и объемными рукавами расцветкой-Арлекин. Юбки вообще стали центральной частью показа — каждая со своим характером, ни одна не повторялась.
К слову, для тех, кто упрекает дизайнера в собственном цитировании и повторении его работы в Gucci — это не так. Да, безусловно, авторский почерк и стайлинг остались неизменными. Но посмотрите, как много в шоу архивов Valentino! Например, тоже первое платье-Арлекин отсылает к коллекции высокой моды 1992 года, а другое — почти точная копия модели из регулярной коллекции 1977.
Главным аксессуаром (что для кутюрье вообще не очень свойственно) стали маски, очки и головные уборы, которые добавляли моделям загадочности и анонимности.
Отдельно про кастинг. Алессандро Микеле в своей работе не часто обращался ко взрослым моделям. Но на кутюре все иначе. Как и на шоу его тезки Александра Ватье, несколько моделей на подиуме были представителями старшего поколения 50+: Анна Ювандер, Беттина Мэндер (дебют в 2025 году), Шанталь МакКэн (дебют в 2024), Хильде Дженс и Кохо Ли Генри. Важный и элегантный тренд в моделинге.