1. Дрис Ван Нотен ушел из своего бренда
Первое кадровое решение, которое потрясло индустрию моды — заявление бельгийского дизайнера Дриса Ван Нотена о своем уходе с поста креативного директора Dries Van Noten. Он основал именной бренд почти 40 лет назад и все это время неизменно руководил линиями женской и мужской одежды и аксессуаров. Последним шоу, которое ознаменовало конец целой эпохи и вызвало широкий отклик в мире моды, стал показ весна-лето 2025 на Неделе мужской моды в Париже в июне. В открытом письме Ван Нотен поблагодарил свою команду, коллег и преданных поклонников, отметив, что хочет сосредоточиться на личных проектах, которые всю его жизнь оставались на втором плане из-за вечно напряженной работы. «Настало время ухаживать за своим садом», — написал он, подчеркнув свое желание замедлиться и заземлиться. Именно сад всегда был главным «напарником» Ван Нотена в моде — признанный гений цветовых сочетаний и завораживающих оттенков всегда черпал вдохновение в природе за своим окном.
Будущее бренда Dries Van Noten остается в центре внимания, а кресло креативного директора уже несколько месяцев вакантно. Последнюю коллекцию показывала команда ателье марки. И возможные кандидатуры преемника даже на уровне сплетен пока не обсуждаются. Скорее всего, это будет кто-то из его команды.
2. Виржини Виар рассталась с Chanel
Шок-контент лета 2024. За пару недель до начала кутюрной Недели моды в Париже, поздним вечером в пятницу (что тянет на внутренний скандал), случился «страшный сон» всех редакторов моды. Грянул гром — Виржини Виар покинула пост креативного директора Chanel. Этот грандиозный пост она получила после смерти великого маэстро Карла Лагерфельда, ведь долгие годы служила его правой рукой. В трудовой книжке Виар Chanel — чуть ли не единственный работодатель, она проработала в Доме в общей сложности 37 лет. (Она начала свою карьеру здесь в 1987 году в отделе вышивки.) Пока одних новость откровенно шокировала; другие восприняли ее довольно прохладно и буднично, прозорливо отсчитав ровно пять лет с момента смерти Лагерфельда. Якобы Карл действительно мог завещать Виар пятилетний контракт, после которого владельцы решили «сменить пластинку».
На сегодняшний день это самое вакантное «кресло» в индустрии. Кандидаты, которые звучат в повестке, вызывают огромные споры и разногласия. Представители марки лишь дежурно отвечают, что «нового креативного директора объявят в ближайшее время». За прошедшие полгода в офис Chanel «примеряли» и Эди Слимана, и Джона Гальяно, и Симона Жакмюса. Самый активный слух последних недель — Матье Блази из Bottega Veneta. Но, возможно, кто-то специально делает «вброс» сплетникам, чтобы запутать следы и произвести сенсацию.
3. Сара Бертон стала дизайнером Givenchy
Своего креативного директора, наконец, обрел бренд Givenchy. Это Сара Бертон — вторая женщина-дизайнер в истории марки. Ее предшественницей была Клэр Уэйт Келлер, которая занимала этот пост с 2017 по 2020 год. Любопытно, что обе «женщины Givenchy» — любимицы британской королевской семьи. Первая — будучи креативным директором французского модного Дома, она сшила подвенечный наряд Меган Маркл. А Сара Бертон, которая проработала почти всю жизнь в Alexander McQueen, — была ответственна за свадебный наряд Кейт Миддлтон. Назначение в Givenchy открывает для Бертон новую главу в жизни, позволяя ей переосмыслить стиль бренда, который всегда славился своей элегантностью и строгостью. Первая коллекция под ее руководством ожидается на парижской Неделе моды в марте 2025 года — индустрия уже с нетерпением ждет, как она адаптирует свой почерк к эстетике Givenchy.
4. Алессандро Микеле — новый Valentino
В июле 2023 года Kering приобрел 30% акций Valentino с дальнейшим намерением полностью выкупить компанию к 2028 году. Бизнес-решение повлияло на кадровые перестановки: в марте 2024 года итальянский Дом попрощался с душкой и талантом Пьерпаоло Пиччоли, проработавшим в бренде 25 лет. Его место довольно быстро занял признанный гений Алессандро Микеле, ранее известный своей работой в Gucci (Kering). Свой эклектичный и андрогинный стиль он тут же перенес в «новый Valentino».
Любовь, оборки и котики: первый показ в новом качестве сочетал драматические оборки, перья и эклектичные украшения. Критики фыркали: «Микеле цитирует самого себя». Не совсем так. Дело в том, что на протяжении всей своей карьеры в Gucci дизайнер восхвалял архивы Valentino. А значит сейчас все эти цитаты и отсылки довольно пророчески оказались на своем месте. Куда перейдет Пьерпаоло Пиччоли пока секрет. Самые высокие ставки что это будет Fendi.
5. Ким Джонс ушел из Fendi, но остался в мужском Dior
В 2020 году отличный мужской дизайнер Ким Джонс, уже работающий над Homme, решил попробовать себя в работе над женскими коллекциями — и получил приглашение от Fendi. (В Dior он при этом не переставал работать.) Место креативного директора пустовало с момента смерти Карла Лагерфельда, что стало для Джонса большой честью. Тем не менее эксперименты с женской модой завершились, не успев толком начаться. В октябре 2024 года Ким Джонс объявил о своем уходе из Fendi.
Материнская компания пока не объявила о назначении нового креативного директора. Но активнее всего на эту роль пророчат Пьерпаоло Пиччоли. Напрягает только тот момент, что с этим объявлением как-то слишком долго затягивают…
6. Эди Слиман больше не в Celine. А где?
Буквально на следующий день после ухода Виржини Виар из Chanel работники индустрии моды раскинули карты Таро и начали гадать. Первым и явным претендентом на роль «Императора» aka «наследника престола» провозгласили Эди Слимана. Они же просто созданы друг для друга. И, похоже, так и было на самом деле! Последняя коллекция Слимана в Celine «неприлично» эксплуатирует коды Chanel, будто дизайнер сдавал вступительный экзамен: твид, жемчуг, мини-платья… Через неделю после презентации восхитительного шоу Celine действительно объявили об уходе Эди. Казалось, трансфер в Chanel обеспечен. Но всех ликующих инсайдеров поспешил осадить итальянский журналист Андреа Батийа. Якобы изначально план, действительно, был таков, но «лодка разбилась о быт»: Слиман захотел полный контроль над брендом, включая бьюти-линию. Однако владельцы марки — братья Вертхаймер — это категорически запретили. На том и разошлись. Позднее Слимана женили в Giorgio Armani, но сам маэстро это решительно и бескомпромиссно опроверг. Поэтому судьба Слимана пока остается неопределенной.
Новым креативным директором Celine назначен Майкл Райдер, ранее работавший с Фиби Файло и возглавлявший Polo Ralph Lauren. Решение, которое порадовало тех работников модной сферы, откровенно недолюбливающих капризного Эди.
7. Хайдер Акерманн на двух стульях
Сильнее всего трясло в последние годы Хайдера Акерманна. В 2020 году дизайнер был вынужден приостановить деятельность своего одноименного бренда после показа коллекции осень-зима 2020. А ведь в первом ряду ему вечно аплодировали стоя Тимоти Шаламе и Тильда Суинтон — друг и муза. Неоднократно видели это лично.
С тех пор Хайдер никак не мог найти себе места, время от времени сотрудничая с другими модными домами. Например, в 2023 году Акерманн создал кутюрную коллекцию для Jean Paul Gaultier. В 2024 году спасение пришло в неожиданном лице бренда пуховиков Canada Goose. Говорят, что это был удар по огромному эго дизайнера, привыкшего к работе с подиумом и ателье, а не с коммерческими линейками. Пусть и очень успешными. Надо сказать, что с дебютной коллекцией Хайдер справился блестяще: пуховики и парки под его руководством получились на заглядение.
Второй раз за тяжелый високосный год судьба внезапно улыбнулась Акерманну — его позвали в Tom Ford. ДНК прославленного и бесконечно элегантного американского бренда очень подходит кутюрье-архитектору-минималисту. Он тут же согласился!
В приветственном письме Том Форд, основатель бренда, выразил свое восхищение работами Акерманна, отметив его талант в работе с цветом и современный подход к дизайну. Первая коллекция под руководством Акерманна будет представлена на Неделе моды в Париже в марте 2025 года.
8. Трагедия Y/Project
Перестановки в брендах часто напоминают сюжет детективного романа, где «подозреваемые» меняются в каждой главе. Или, в отдельных случаях, это искусная шахматная партия, которую играют фэшн-конгломераты. Но иногда истории отдельных брендов — это драма и трагедия. В 2024 году ее переживает андеграундный бренд Y/Project.
В июне стало известно, что после продолжительной борьбы с раком скончался Жиль Элалуф — инвестор и владелец марки Y/Project. Через три месяца вполне предсказуемо, по собственному желанию и со слезами на глазах, марку покинул Гленн Мартенс, с которым связан головокружительный успех компании. А еще спустя месяц Y/Project выставили на продажу.
Надежда теплится: итальянская группа OTB Ренцо Россо вроде как ведет переговоры о покупке Y/Project. Напомним, что именно они владеют Martin Margiela. Конгломерату это приобретение «очень идет». Причем разговоры дошли до того, что при таком раскладе Мартенс может вернуться и возглавить сразу два бренда — Y/Project и Maison Margiela. Что, где и когда будет с Джоном Гальяно, по-прежнему остается колоссальной загадкой и игрой в музыкальные стульчики.
Продолжение следует…