О чем фильм «Великая Элеонор»
«Великая Элеонор» — это драма о 94-летней Элеонор Моргенштейн (Джун Сквибб), которая после смерти своей верной подруги Бесс (Рита Зохар) переезжает из тихой Флориды в Нью-Йорк, к дочери Лизе (Джессика Хечт) и внуку Максу (Уилл Прайс). В поисках новых знакомств она случайно попадает в группу поддержки для переживших Холокост. Там, движимая тоской и желанием сохранить память о Бесс, Элеонор начинает выдавать историю своей подруги за свою собственную. Эта ложь становится мостиком к людям, но одновременно — сложным моральным испытанием.
В группе поддержки Элеонор замечает Нина — молодая студентка факультета журналистики, которую сыграла Эрин Келлимэн. Нину привлекает харизма и эмоциональная сила рассказа Элеонор, и она решает глубже изучить ее историю. Между ними завязывается трогательная дружба, в которой обе находят то, чего им не хватало: Элеонор — внимательного собеседника и чувство значимости, а Нина — мудрого наставника и редкий жизненный опыт.
Через эту связь фильм исследует тему преемственности между поколениями и показывает, что подлинная близость может возникнуть в самых неожиданных обстоятельствах.
Кто режиссер и почему это важно
Йоханссон в последние годы закрепила за собой статус одной из самых востребованных, высокооплачиваемых и кассовых актрис мирового кино. В частности, зрелищных блокбастеров. «Великая Элеонор» стала первым полнометражным проектом в режиссуре для голливудской актрисы Скарлетт Йоханссон. Но интерес к созданию фильмов у нее возник гораздо раньше. Еще в 2011 году она пробовала себя за камерой, сняв короткометражную работу в рамках альманаха «New York, I Love You». Позже, набравшись опыта в актерской профессии, Йоханссон постепенно пришла к мысли о более масштабном и личном кинопроекте. Идея «Великой Элеонор» возникла у нее много лет назад, но реальное воплощение стало возможным, когда к истории подключилась сценаристка Тори Кэймен, работавшая над текстом восемь лет.
В интервью Йоханссон подчеркивала, что для нее важно было рассказать историю о дружбе, утрате и прощении с женской точки зрения, причем с героиней в возрасте в центре повествования — сюжет, который в Голливуде снимают крайне редко. Для нее «Великая Элеонор» стала не только попыткой выйти из привычного актерского амплуа, но и возможностью заявить о себе как о режиссере, способном работать с тонким драматическим материалом и фем-повесткой.
Актерский состав «Великой Элеонор»
В центре «Великой Элеонор» — выдающаяся работа Джун Сквибб, 94-летней актрисы, чья карьера в кино и на телевидении насчитывает десятилетия, но именно в последние годы переживает настоящий творческий подъем. Обладательница номинации на «Оскар» за роль в «Небраске» Александра Пейна (2013), Сквибб известна своим умением соединять комедийную легкость с глубокой драматической выразительностью. В «Великой Элеонор» она играет героиню, балансирующую между уязвимостью и внутренней силой, что превращает ее образ в подлинное эмоциональное ядро фильма. Ее Элеонор не просто женщина в возрасте, а сложный, многослойный персонаж, который заставляет зрителя то улыбаться, то испытывать горькое сочувствие.
Партнершей Сквибб стала Эрин Келлиман — молодая британская актриса, известная по фильмам «Соло: Звездные войны. Истории» и «Хан Соло: История Звездных войн», а также сериалу «Сокол и Зимний солдат». Кроме того, она эпизодически снялась в другом большом хите 2025 года — хоррор-триллере «28 лет спустя». В образе студентки-журналистки Нины она привносит в фильм свежесть и энергию, и привлекает к экранам более молодое поколение зрителей.
Чиветел Эджиофор, лауреат BAFTA и номинант на «Оскар» за «12 лет рабства», сыграл Роджера — харизматичного телеведущего и отца Нины. Джессика Хечт, известная по сериалам «Друзья» и «Во все тяжкие», воплотила образ Лизы, дочери Элеонор, а Уилл Прайс и Рита Зохар сыграли внука Макса и покойную подругу Бесс соответственно.
Отзывы и критика на фильм «Великая Элеонор»
Мировая премьера состоялась 20 мая 2025 года в Каннах в секции Un Certain Regard. Пяти- или шестиминутные овации, объятия Йоханссон и Сквибб и эмоциональные слезы в зале стали подтверждением того, что фильм нашел отклик у публики. В мире релиз запланирован на 26 сентября 2025 года под дистрибуцией Sony Pictures Classics.
The Guardian: «Добронамеренная, но местами наивная история, которая не до конца исследует моральные последствия лжи».
Variety: «Честно задумано и душевно сыграно, но тон слишком мягкий, почти телевизионный».
Decider: «Неуклюжая смесь комедии и драмы, балансирующая между трогательностью и абсурдом».
The Times: «Тонкое сочетание юмора и горя, остроумный и трогательный сценарий, сильный дебют Йоханссон».
Next Best Picture: «Духовная глубина, великолепная Сквибб, откровенная Келлиман — фильм учит эмпатии и прощению».
Фильм обнажает болезненную тему — одиночество в старости и отчаянное желание сохранить связь с миром. Ложь Элеонор рождена не из корысти, а из тоски по дружбе и потребности быть услышанной. Ее поступок — это и акт любви к памяти Бесс, и риск утратить уважение окружающих. Именно эта двойственность делает историю такой пронзительной.
«Великая Элеонор» разрушает привычные рамки голливудского мейнстрима: в центре сюжета — пожилая женщина, рассказанная глазами другой женщины-режиссера. Это редкий пример, когда на экране поднимаются вопросы старения и поиска смысла на закате жизни. Йоханссон доказала, что зрелое женское кино может быть остроактуальным и зрительски востребованным.