Внимание! Текст содержит спойлеры финального сезона сериала «Очень странные дела». Если теория окажется верной, она раскроет главный секрет сериала. Подумайте, хотите ли вы узнать его заранее.
Если вы, как и мы, с нетерпением ждете финала культового сериала «Очень странные дела» и с упоением разбираете все существующие фанатские теории, вас точно впечатлит наша версия. Ключом к разгадке происходящего может стать один короткий эпизод, показанный в четвертой серии пятого сезона сериала.
Макс рассказывает Холли о своем «путешествии по задворкам памяти» Генри Крила, пытаясь вырваться из его ментальной тюрьмы. В одном из случайных погружений в прошлое, она попадает в коридоры школы Хоукинса 1959 года. И обнаруживает там нечто, о чем мы никогда не слышали ранее. Юная Джойс Байерс раздает листовки с афишой ее собственной театральной постановкой под названием «Оклахома», зазывая других на представление. Джойс вручает ее проходящему по коридору Харрингтону (будущему отцу Стива), тот, демонстрируя презрение, бросает бумагу на пол. А Макс — поднимает. Она рассказывает Холли, что премьера спектакля «Оклахома» состоялась 6 ноября 1959 года. Десятилетия спустя именно в этот самый день Уилл Байерс исчезнет в лесу и попадет в Изнанку. Но гораздо интереснее в этой листовке другое, о чем Макс умолчала.
На афише указана не только дата, но и написаны актеры постановки «Оклахома». И эти имена мы знаем слишком хорошо: Джойс Мальдонадо, Джим Хоппер, Тед Уилер, Карен Чайлдресс. А в самом конце — Генри Крил! Получается, что все родители главных героев, включая Джойс и Хоппера, были знакомы с Генри в школьные времена. Но почему-то об этом умалчивают. Либо — не сопоставляют фигуру Векны с личностью странного одноклассника. Как будто сама ткань сериала с самого начала была связана невидимыми нитями между людьми, которых мы считали не связанными друг с другом.
То, что Генри Крил разделяет эту сакральную дату с первичной травмой Джойс, не может быть случайным. Эпизод намекает, что связь между ними существовала еще до ужаса, что Джойс была частью мира Генри, когда он был всего лишь замкнутым и страдающим подростком. Постановка «Оклахома» — это недостающий фрагмент, позволяющий увидеть Генри как жертву, а не злодея.
Макс рассказывает Холли, что Генри не смог войти в пещеру, когда та в ней укрылась. И расплакался. Вероятно, именно «момент с пещерой» послужил переломным в его личной истории. И, возможно, речь идет о декорациях в «Оклахоме» и некоем событии, после которого жизнь Генри уже не была прежней, и он стал Векной. Сорок лет спустя он похищает Уилла не случайно — это сын Джойс, которая была режиссером «Оклахомы» и запустила цепочку событий. Джойс для расколотого сознания Генри/Векны не враг, а ключевое воспоминание.
Уилл и Майк, Одиннадцать и Хоппер, Дастин и Эдди, Робин и Стив, Джонатан и Нэнси. Парные связи всегда были важны для «Очень странных дел». А что если Джойс и Генри делили не только сцену, но и эмоциональную близость в юности. Если Генри сохранил это воспоминание как одно из последних до погружения во тьму, Джойс становится для него символом утраченного мира. И именно эта связка, похоже, станет ключевой в финале.
