Один из самых ценных экспонатов в коллекции Музея Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме — картина Марка Ротко «Серый, оранжевый на бордовом, № 8» — получила повреждения. Стоимость работы оценивается примерно в 50 миллионов евро.
Как рассказали в Музее, полотно пострадало в результате «недосмотра» — посетитель-ребенок каким-то образом поцарапал нижнюю часть картины. На незалакированной поверхности заметны мелкие царапины. Тем не менее, восстановление такого произведения — дело не простое. Работы Ротко отличаются тем, что у них нет защитного слоя лака, а тонкие цветовые переходы делают любое, даже минимальное повреждение, очень заметным. «Даже маленькая царапина может сильно повлиять на то, как воспринимается вся картина, — объясняет Софи Макалун, руководитель отдела реставрации компании Fine Art Restoration Company. — Ротко использовал очень сложные смеси красок, клеев и смол. Его работы плохо переносят внешние воздействия». Отсутствие покрытия делает полотно особенно уязвимым к окружающей среде. Картина «Серый, оранжевый на бордовом, № 8» считается одной из ярких работ в стиле цветового поля — крупные участки насыщенного цвета без четких контуров.
Это не первый случай, когда работы Ротко страдают. В 2012 году в Лондонской галерее Тейт один из посетителей намеренно испортил другую его картину — «Черное на бордовом». Тогда кропотливое восстановление обошлось в 200 тысяч фунтов и заняло полтора года. Пока неизвестно, будет ли ребенок или его родители нести какую-либо финансовую ответственность за содеянное. Ранее музей требовал компенсацию от посетителей, повредивших экспонаты. В 2011 году туриста обязали возместить ущерб после того, как он случайно наступил на инсталляцию «Арахисовое масло на полу» художника Вима Т. Схипперса. Отношение к подобным случаям в разных странах разное. Например, в Израиле после того, как маленький мальчик разбил древнюю вазу в музее Хехта, администрация решила не наказывать семью, а пригласила их на экскурсию.
Сейчас музей консультируется с экспертами из Нидерландов и других стран, чтобы определить, как лучше всего восстановить полотно. Эксперты надеются, что картина снова будет доступна для публики после реставрации.
Повреждение картины стало частью печальной тенденции: в последнее время в Нидерландах случилось несколько громких инцидентов с современным искусством. Так, в 2024 году при попытке ограбления пострадали работы Энди Уорхола, а в другом случае муниципалитет по ошибке утилизировал около полусотни произведений искусства, включая портрет бывшей королевы.
Случай в Роттердаме заставил вновь задуматься и другие музеи, особенно те, кто собирается открывать свои архивы для более свободного посещения. Теперь они могут пересмотреть свои планы по доступу к особенно хрупким экспонатам.