Связь «Платформы» и «Платформы 2»
Прежде, чем говорить о «Платформе-3» стоит выстроить порядок повествования и открытые вопросы оригинальной «Платформы» и «Платформы 2».
4 октября 2024 на Netflix состоялась премьера фильма «Платформа 2» — новая глава знаменитой испанской франшизы-антиутопии. Почти пять лет спустя после первой части. Редактор Marie Claire Kazakhstan уже подробно рассказала про сюжетную линию, скрытый смысл, тайные знаки этого популярного психологического триллера и даже объяснила концовку фильма — с точки зрения сценария и морально-социальных аспектов.
Тем, кто посмотрел обе части триллера «El Hoyo» уже известно, как режиссер картины Гальдер Газтел-Уррутия решил удивить зрителей и связать не только сюжет, но и его героев. В том числе, с помощью временной шкалы повествования. В середине «Платформы 2» внимательный зритель обнаружит, что смотрит не продолжение ленты, а приквел! То есть на экране то, что происходило до событий оригинальной первой части. (Расслабленному зрителю это станет очевидно лишь ближе у финалу картины).
«Когда мы только завели разговор о второй части, я, Педро и Давид [Риверо и Десола, соавторы сценария] выдвинули ряд идей и сюжетных поворотов, — рассказал Газтел-Уррутия в одном из интервью испанской прессе. — Идея, которая больше всего понравилась всем троим, была та, которую предложил Педро: сделать из ленты приквел. Постепенно мы пришли к выводу, что было бы изыскано и искусно, если бы оба фильма заканчивались в одной и той же точке».
Так как зрители до сих пор не знают точного устройства «Ямы», то некоторые поклонники франшизы выдвинули предположение, что события «Платформы» и «Платформы 2» проходят не друг за другом, а практически одновременно. Газтел-Уррутия от прямого ответа на этот вопрос увиливает. «Обе истории сосуществую во времени, но показаны с разных точек зрения. Яма, которую мы видим в первом фильме, действительно сильно отличается от ямы, которую мы видим во второй ленте… Но не будем раскрывать все карты… Нам нравится, что у зрителей есть множество собственных точек зрения на этот счет».
Что насчет «Платформы 3»?
На тот факт, что «Платформа 3» все же должна выйти в эфир, указывает то, что главные тайны оригинальной истории так и не были раскрыты. Более того, вторая лента не внесла никакой ясности в происходящее, а лишь прибавила новых секретов.
Одна из популярных фанатских теорий, что само здание является своего рода чистилищем, а его «дно» — это ад. Все герои якобы мертвы с самого начала повествования за преступления в реальной жизни, а уровни «Ямы» — отсылка к кругам «Божественной комедии» Данте Алигьери.
На смерть героев может указывать и эпизод, в котором героиня Милены очнулась в момент «замены» этажей. Очевидно, что ее тело связано с мертвыми телами — это должно означать, что хотя бы с этого момента она мертва.
Еще одна из наиболее распространенных теорий заключается в том, что, достигнув последнего подземного уровня, вы «выигрываете» в некоей игре. В первом фильме это предполагало бы, что Горенг побеждает систему, спускаясь с девочкой на платформе на дно, и придало бы смысл фразе старика Тримагаси: «Его путешествие окончено». Точно так же Перемпуане из второй части фильме также удается найти этот выход, столкнувшись с Горенгом и остальными выжившими в «Яме».
Другой открытый вопрос — это дети. Хотя в первом фильме упоминается, что несовершеннолетние не могут попасть в яму, режиссер признается, что это ложь, которую рассказывает тайная организация всем персонажам. Их регулярно показывают в некоем помещении, где они играют на ступеньках пирамиды, то спускаясь вниз, то поднимаясь на самую вершину. Тот факт, что ночью, при каждой ежемесячной смене уровней, один из детей оказывается на последнем уровне «Ямы», — сбивает зрителей с толку.
«Мы видим, что самый эгоистичный ребенок в пирамиде — это тот, кто в конечном итоге попадает в Ямы, и мы видим, что, когда его уводят, за ним стоит девочка, которую мы уже встречали в первом фильме. С другой стороны, события с детьми происходят в другом пространстве — параллельном яме», — комментирует режиссер. Газтелу-Уррутия объясняет, что дети переходят от упорядоченной игры к борьбе за то, чтобы быть наверху. Это служит отличным сравнением того, что происходит в вертикальной тюрьме со взрослыми.
Можно предположить, что дети олицетворяют будущее общества. Помещая их на последний, самый жестокий уровень, те, кто правит вертикальной тюрьмой, посылают зрителю сигнал — если «человечество» (то есть обитатели «Ямы») не договорятся, чтобы еда дошла до всех уровней, ребенок (читай — будущее) умрет. И каждый месяц, со сменой уровней, начинается новый эксперимент… и умирает еще один ребенок. Горенг спас маленькую девочку, а Перемпуан — мальчика, пройдя все уровни до конца и выигрывая игру.
Режиссер Газтелу-Уррутия комментирует открытые вопросы франшизы так: «История написана таким образом, чтобы зрители могли совместно участвовать в этом путешествии вместе с героями. Мы, авторы, точно знаем, где находится „Яма“ и планируем ответить на это в возможных будущих частях франшизы. Но мы не знаем, будут ли они сняты, потому что все зависит от того, как все это отработает в настоящем моменты. Но мы верим, что как только зрители узнают кто, где, когда и для чего построил это место — это будет очень неожиданный, логичный и интересный ответ. Но тогда нам всем нужно будет с этим покончить. Мы расскажем все на этапе, на котором завершится вся сага. На данный момент фильм разработан и создан так, чтобы вызывать дискуссию и порождать споры, а не давать конкретные объяснения».
«Во всей истории есть логика, но она намеренно построена таким образом, чтобы вызвать дебаты с финалом, в котором мы не знаем, живы они или мертвы, что правда, а что ложь… В картине есть подсказки для тех, кто ищет ответы. Фильм полон пасхалок», — загадочно заключает режиссер.