Кристофер Нолан — «Гладиатор 2»
В первом фильме Ридли Скотта «Гладиатор» Максимус спрашивает нас: «Разве вам не весело?», и мы сталкиваемся с правдой о том, почему мы посещаем Колизей через фильм. Скотт знает, что мы здесь не для того, чтобы проникать в суть римской культуры; мы здесь для того, чтобы увидеть наши собственные темные желания на удобном расстоянии. Но он слишком опытный режиссер, чтобы попасться на параллелях с нашим временем. Он позволяет миру «Гладиатора II» говорить самому за себя, в очередной раз показывая нам, кто мы есть, просто приглашая нас насладиться безумной инфляционной поездкой. Почему в Колизее есть акулы? Потому что мы требуем их, и Скотт мастерски дает их нам. Когда он показывает, как игры используются для манипулирования общественным мнением, мы не можем не видеть тени нашей собственной общественной арены, спроецированные на песок.
Как и лучшие долгожданные сиквелы, «Гладиатор 2» должен быть ремейком и сиквелом в одном, и свидетельством гениальности Скотта является то, что ему удается сбалансировать индивидуальный пафос оригинала с экспансионистскими требованиями центральной темы сиквела, привнося жизненный опыт в контроле тональности. Скотт выводит игру на новый уровень, постановкой своих действий — его невероятная, сверхнаблюдательная, многокамерная мизансцена (столь отличающаяся от оригинала) мастерски превращает действие в четкие и потрясающие эпизоды за эпизодом. Эффект не только развлекательный, но и побуждающий нас к осознанию тем фильма. Мало кто из режиссеров когда-либо работал так незаметно над многоуровневой ясностью. В фильмах «Бегущий по лезвию», «Тельма и Луиза» и «Гладиатор 2» визуальная плотность искусства Скотта служит фоном для его основной тематической ясности.
Несмотря на все его успехи, вклад Скотта в развитие кинематографического повествования так и не был должным образом признан. Визуальные инновации, которые он и его коллеги-режиссеры из британской рекламной индустрии 1970-х годов привнесли в кинематограф, часто воспринимались как поверхностные, но критики того времени упускали суть — роскошная съемка и тщательный дизайн привнесли новую глубину в визуальный язык фильмов, мизансцену, которая могла рассказать нам, как могут ощущаться миры, которые они изображали. Это никогда не было так ясно, как в мастерски выполненном первом кадре «Гладиатора 2», где рука Пола Мескала нежно держит зерно, собранное с покачивающейся пшеницы оригинального фильма.
Тейлор Хэкфорд — «Эмилия Перес»
Когда в октябре на Американско-французском кинофестивале я представлял Жака Одиара и его актерский состав на голливудской премьере фильма «Эмилия Перес», я начал свой список превосходных степеней словами:
«Этот фильм никогда не мог бы быть снят искусственным интеллектом».
Последовавшие за этим спонтанные аплодисменты свидетельствовали о понимании зрителями того, что этот фильм является непревзойденным воплощением оригинального видения гениального режиссера. Одиар использует все инструменты своего кинематографического арсенала, чтобы проиллюстрировать эту историю об удивительном пути самопознания одного человека. Сочетая в себе элементы фильма нуар и мелодрамы, выраженные в оперной форме посредством страстных цветов, музыки и танца, «Эмилия Перес» бросает вызов категоризации.
Исполнительница главной роли в фильме Одиар, Карла София Гаскон, создает одну из самых незабываемых героинь, которых я когда-либо видел на экране. А две другие его звезды женского пола, Зои Салдана и Селена Гомес, пульсируют собственными бурными амбициями и желаниями.
Хотя его мощное видение очевидно, Одиар — непревзойденный соавтор, бросающий вызов каждому члену своей творческой команды, чтобы он работал на пределе своих возможностей ради этого смелого фильма. Какая, должно быть, привилегия работать с режиссером, который вдохновляет на такой уровень изобретательности и гениальности.
«Эмилия Перес» — это откровение!!!
Альфонсо Куарон — «Я все еще здесь»
Рио-де-Жанейро, 1971 год. Юнис Пайва блаженно плавает в теплых водах Атлантического океана, когда ее покой нарушается винтами военного вертолета, который, словно зловещая туча, пролетает над заливом Рио-де-Жанейро.
На пляже бродячая собака вторгается на площадку, где дочь-подросток Юнис играет в волейбол. Марсело, ее 11-летний сын, берет собаку и мчится домой через улицу, где мы встречаем его других братьев и сестер. Там он спрашивает у своего отца, Рубенса Пайвы, могут ли они взять неряшливого бродячего пса.
И когда мы проходим по местам, где живет семья, нас приглашают разделить с ними их близость и их мечты с такой непосредственностью, которая почти осязаема. В ходе их истории мы становимся свидетелями разрушения гармонии, когда Рубенса забирают из дома вооруженные силы, и следим за решительной борьбой Юнис за его возвращение.
Просмотр фильма Вальтера Саллеса — это нечто великодушное, это словно испытать гравитационное притяжение, которое одновременно поднимает и приземляет нас с помощью невидимой, но неоспоримой силы.
С картиной «Я все еще здесь» этот эффект становится еще более убедительным. Вальтер, который был близок к семье Пайвы, не только описывает реальную историю ужаса, стойкости и принятия, но и передает личные и коллективные воспоминания — предостерегающую историю, которая является жутким отражением напряженных политических времен прошлого и настоящего. Прежде всего, Вальтер погружает нас в размышления о течении времени и нашем собственном непостоянстве, оставляя любовь единственной силой, которая непреходяща.
Федерико Альварес — «Головоломка 2»
Я всегда считал, что нет большего достижения для фильма, чем повлиять на нас с такой силой, что это навсегда изменит то, как мы воспринимаем свою жизнь. Первая «Головоломка» научила нас, как важно иногда впускать грусть в сердца наших детей, а также в наши собственные, и это чувство осталось со мной по сей день.
Поэтому, когда я сел смотреть «Головоломку 2», эти мысли и ожидания наверняка были у меня в голове. Но пока я ждал нового мощного жизненного урока, я быстро поддался завораживающей истории. Я потерялся в звуках смеха моих детей, которые стали результатом безупречной работы режиссера Келси Манна, мастерски проводящего нас через злоключения главной героини Райли в ее первые дни в подростковом возрасте, а также через остроумные внутренние переживания ее вновь обретенных эмоций. Каждый отдельный сюжетный поворот легок и неизбежен.
Наблюдая за внутренним путешествием Райли, я неизбежно вспоминал свои собственные трудности в подростковом возрасте и то, насколько безнадежно потерянным я был в то время. Вскоре попросилась войти печаль. И я впустил ее. Может быть, потому, что на этот раз я знал, что за слезами последуют теплые объятия. Те, которые приходит с осознанием того, что все подростковые переживания, которые мы могли бы считать уникальными для нашего существования, на самом деле являются общими для многих из нас.
«Головоломка 2» напомнила мне об истинной силе великого фильма. Это смешно, увлекательно, трогательно — Pixar в лучшем виде.
Сет Роген — «Шоу субботним вечером»
Быть смешным в кино сложно, но ИЗОБРАЖАТЬ людей смешными в кино, возможно, одна из самых сложных задач. Потому что… как зрители, вы знаете, что они ПЫТАЮТСЯ быть смешными — и ничто не делает что-то менее смешным, чем это. В «Шоу субботним вечером» вы ЗНАЕТЕ, что смотрите фильм о забавных людях. Не просто забавных людях — одних из самых знаковых забавных людей в истории. То, что Джейсон Райтман проделывает в «Шоу субботним вечером», можно назвать просто чудом — он не только нашел способ изобразить комедию и людей, которые ее исполняют, но и нашел способ наслаждаться ею. Чтобы это было напряженно, эмоционально, познавательно и, прежде всего, весело.
Это фильм, который превозносит комедию и тех, кто воплощает ее в жизнь, — фильм, который утверждает, что комедия не просто актуальна, но и преобладает. Та же идеология, которая подарила жизнь этому фильму, подарила жизнь SNL 50 лет назад — комедия ВАЖНА, за нее стоит бороться и ради ее достижения стоит приложить все усилия, и если вы это сделаете, она может создать нечто, что будет существовать вечно.
Дин Деблуа — «Дикий робот»
Я знаю Криса Сандерса с 1994 года. Он был главой отдела сюжета мультфильма «Мулан» студии Disney Animation, когда я присоединился к команде в качестве начинающего художника-раскадровщика. С тех пор мы выросли как коллеги, разделяющие любовь к истории, запоминающимся персонажам, необычному юмору и заслуженным эмоциям. Нет творческого мнения, которое я ценил бы больше. Даже когда мы занялись сольными проектами, мы продолжаем испытывать редкую симпатию, когда дело касается фильмов, которые мы любим, и тех, которые мы стремимся снять.
Наблюдать, как Крис берется за «Дикого робота» и наполняет его своей уникальной чувствительностью, было таким приятным опытом. Эмоциональный роман Питера Брауна и интуитивное понимание Крисом характера и построения мира создали идеальный тандем. Крис и его команда показали на экране столько чудес с ослепительным и изобретательным стилем. Я с самого начала знал, что Крис станет идеальным режиссером для этой постановки, потому что в нескольких его собственных историях присутствуют элементы и темы, схожие с теми, что были обыграны в «Диком роботе», а именно его оригинальная история для «Лило и Стича», которая в своем первом воплощении рассказывала историю о брошенном существе неизвестного происхождения, затерянном в большом северном лесу среди животных, которые избегали его, считая его чужаком.
«Дикий робот» замечателен своей способностью вызывать эмоции с помощью поэзии пантомимы, потрясающего дизайна постановки и великолепно поставленных диалогов, которые никогда не надоедают, но вместо этого оставляют место для волнующей музыки Криса Бауэрса. Это не что иное, как шедевр, и я продолжаю учиться на блестящем примере Криса. Он режиссер, находящийся на пике своего огромного таланта, и я рад, что могу быть свидетелем этого.