Как пишет Deadline, иранские режиссеры Бехташ Санаиха и Марьям Могадам, состоящие в браке, обратились за поддержкой после того, как получили повестку в суд и анонимные угрозы убийством, связанные с их лентой.
«Мой любимый торт» — это трогательная история о любви, утрате и смирении со старостью. В фильме актриса Лили Фархадпур играет 70-летнюю вдову, которая возвращается к маленьким радостям жизни, несмотря на одиночество после смерти мужа.
Санаиха и Могадам сообщили в Instagram, что после нескольких допросов в прокуратуре по безопасности печально известной тюрьмы Эвин (там содержатся политзаключенные, которых подвергают пыткам), а также заключительного слушания защиты их дело в конечном итоге было передано в Революционный суда по обвинениям, связанным с производством картины «Мой любимый торт», в том числе:
«пропаганда против режима»;
«производство, распространение и тиражирование фильма с непристойным содержанием»;
«оскорбление общественной порядочности и морали»;
«демонстрация фильма без получения лицензии на показ и распространение».
Согласно выданной повестке, первое судебное заседание состоится 1 марта под председательством судьи Иман Афшари, известного вынесением суровых приговоров оппозиционерам.
Режиссеры также рассказала друзьям, что они получают угрозы убийством от анонимных лиц.
«Мой любимый торт» вызвал гнев представителей авторитарного режима Ирана из-за того, что в ленте Фархадпур показана без платка. В одном из эпизодов она пьет вино с мужчиной.
Драма Санаихи и Могадам входит в число растущего числа андеграундных фильмов, выходящих в Иране после протестов за свободу женщин в 2022 году, спровоцированных смертью Махсы Амини. Таким образом кинематографисты бросают вызов сексистским правилам Ирана относительно того, что женщины должны носить и как себя вести.
Эти картины рассматриваются как признак того, что, несмотря на жесткие репрессии правительства и попытки подавить протесты, в иранском обществе что-то изменилось к лучшему в результате движения «Женщина, жизнь, свобода».
При этом ситуация по-прежнему остается крайне опасной для кинематографистов, которые противостоят режиму. Например, режиссер Навид Михандуст в настоящее время отбывает срок в тюрьме — его приговорили к 3,5 годам лишения свободы по сфабрикованным обвинениям, связанным с его отказом сотрудничать в заговоре против иранской журналистки-активистки Масих Алинеджад, проживающей в США.
Санаиху и Могадам запретили ехать в Берлин на премьеру их картины. На пресс-конференции в ходе фестиваля Фархадпур и ее коллега по ленте Эсмаил Мехраб показали фотографии отсутствующих режиссеров.
В сентябре 2024 года Могадам, у которой также есть гражданство Швеции, и Санаиху не разрешили въехать в Швецию, так как службы безопасности конфисковали их паспорта в аэропорту Тегерана.
Фархадпур, которая также получил повестку в суд, организовала петицию и кампанию в поддержку режиссеров.