Датский актер Мадс Миккельсен широко известен мировой аудитории, благодаря ролям злодеев в картинах «Казино Рояль», «Доктор Стрэндж», «Ганнибал» и «Индиана Джонс и колесо судьбы». Датские режиссеры, напротив, часто приглашают актера играть благородных мужей, особ, приближенных к королю. Одну из таких ролей Миккельсен воплотил в недавней работе Николая Арселя «Мечь короля». Премьера картины состоялась на Международных кинофестивалях в Венеции и Торонто.
Действие картины происходит в середине 18 века. По желанию короля Дании обедневший капитан Людвиг Кален отправляется на необитаемые земли, чтобы выращивать на них картофель «в особо крупных размерах». В обмен за свои труды капитану обещан дворянский титул. Однако, правитель местности, деспотичный и слабовольный Фредерик де Шинкель считает, что земля принадлежит ему. Другой причиной конфликта двух джентльменов становится сбежавшая от Шинкеля горничная Энн Барбара (Аманда Коллин), которая нашла свой приют и спасение у капитана.
Вам уже приходилось сниматься у Николая Арселя в «Королевском романе». Как удалось режиссеру убедить вас на этот раз?
МАДС МИККЕЛЬСЕН Наш первый разговор оказался довольно забавным. Мы встретились, и режиссер сказал: «У меня для тебя есть потрясающая роль. Ты будешь играть парня, который выращивает картофель». Потом наступила долгая пауза, которую я решил прервать: «Итак, парень выращивает картофель… И это все? Что-нибудь еще интересное с ним происходит?» Позже, когда мне прислали сценарий, и я прочел, какого стоика мне придется сыграть, — согласился. Основу этого эпоса составляет дуализм амбиций и привязанностей. Он о том, что наши желания могут потерпеть неудачу, если они будут единственными, что у нас есть. Наш мир может быть одновременно прекрасным и уродливым, и мы бессильны его контролировать. Как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает».
Так кто же ваш герой?
Капитан Кален — упрямый солдат, готовый жертвовать всем для достижения своей цели. Ему присущи глубокое чувство справедливости, а также огромное доверие к закону и идее о том, что закон должен действовать для всех. Он не умеет изысканно изъясняться, не может выражать свои эмоции, но он благороден, владеет высокой нравственностью. Он уважает людей и не боится ни тяжелой работы, ни вызова судьбы. Его основное противоречие заключается в том, что он ненавидит аристократию, но желает стать ее частью. Он взял все карты в свои руки, но в конце концов остался один перед очень сильной женщиной. Он считал, что ему никто не нужен. Но, как оказалось, это совсем не так. Этого человека сложно полностью понять, и, я думаю, каждый воспримет его по-разному. Мне кажется, что он — настоящий герой, каких бывает мало. Кстати, это реальный герой, который был пионером датского сельского хозяйства. Но даже мне, огромному любителю истории, его имя до этого не встречалось. Поэтому я рад, что теперь о нем узнает больше людей.
В этом году вы также сыграли в фильме «Индиана Джонс и колесо судьбы». Какие у вас остались впечатления от съемок?
Представьте себе маленького мальчика, который вместе со своим братом берет напрокат кассету с фильмом об Индиане Джонсе и мечтает о похожих приключениях. А теперь, спустя несколько десятков лет, его приглашают сниматься в этом фильме. В такие моменты все происходящее кажется сном. Мое самое большое впечатление от съемок, конечно, связано с Харрисоном Фордом. Это сложно описать словами, но когда он приходит на съемочную площадку, вокруг начинает происходить что-то особенное. Меняется освещение, атмосфера, эмоции. Он приносит с собой особую ауру звездности, которая присуща только ему. Хотя в жизни он вполне обыкновенный и приземленный человек. Несмотря на его колоссальный опыт в кино, он все еще приходит на работу с твердым убеждением, что ему безумно повезло заниматься любимым делом. Многие это быстро забывают, но только не он. И когда камера включается, он становится похожим на ребенка, полностью погруженного в игру.
Кроме участия в «Индиане Джонс» вас довольно часто приглашают сниматься в кассовых хитах, таких как «Звездные войны», «Доктор Стрэндж», «Казино Рояль» и сериал «Ганнибал», где вы чаще всего играете злодеев. Почему так получается?
Злодейство очень относительно. Например, для меня знаменитый убийца и психопат Ганнибал Лектер — один из самых счастливых персонажей, в которого мне приходилось перевоплощаться. Он настолько доволен своей жизнью, что ничто не может его потревожить, и никто не в состоянии вывести его из равновесия. У Ганнибала словно нет никаких проблем. Он эстет и настоящий интеллектуал. Это яркий персонаж, и он умеет наслаждаться красотой жизни. Такая философия жизни — моя мечта.
Правда ли, что после роли злодея Ле Шиффра в «Казино Рояль» вы увлеклись покером?
О, нет! Мне не нужен был Джеймс Бонд, чтобы открыть для себя игру в покер. Я играю в карточные игры с 12 лет. Естественно, в детстве у нас были небольшие ставки, теперь они значительно выше. Вначале я предпочитал играть в покер «Файв Кард Дроу», а сейчас меня больше интересует «Техасский Холдем». Я до сих пор играю в покер с друзьями, когда есть свободное время.
Вы помните свои первые пробы в кино?
Моим первым художественным фильмом стал «Дилер» у Николаса Виндинга Рефна в 1996 году. Режиссер хотел создать криминальную драму о наркодилерах и искал непрофессиональных актеров, знакомых с уличным сленгом. Однако, его продюсеры заставили для ключевых сцен все же поискать профессионалов. Кто-то порекомендовал ему обратить внимание на студента из Драматической школы, владеющего уличным жаргоном настолько, что его почти никто не мог понять. Этим студентом был я. Мне позвонили, и я пришел на прослушивание. Я вырос в рабочем квартале Копенгагена, и мой уличный язык вдруг оказался востребован. На экране пришлось играть подвыпивших парней. Помню, как мы устроили пробную съемку, где пили пиво и анализировали свое поведение. Казалось, что все было под контролем, но на следующий день, посмотрев записи, мы поняли, насколько сильно были пьяны. В какой-то момент кто-то из нас начал бессвязный монолог, у другого задрожали руки. Фильм вышел в прокат, как раз к окончанию моей драматической школы. Можно сказать, мне крупно повезло, и моя карьера в кино началась без всяких задержек.
Правда, что сначала вы выступали танцором, прежде чем, начать сниматься в кино?
В детстве я занимался спортивной гимнастикой и мечтал стать профессиональным спортсменом. В один день, когда я тренировался, к нам пришли люди, искавшие танцоров для акробатических трюком в мюзикле. Хореограф того проекта заметил мой талант и предложил научить меня танцевальным движениям. Я согласился, но мне было стыдно признаваться друзьям о своих занятиях. Я опасался, что они поднимут меня на смех. В те времена танцы считались не слишком мужественным занятием. Я долгое время скрывал это от друзей, но со временем мне пришлось придумать историю, чтобы объяснить им, чем я занимаюсь и почему. Я сказал, что танцы — отличный способ познакомится с девушками, и что с тех пор, как я начал танцевать, у меня нет отбоя от поклонниц. Когда они это услышали, то все вдруг захотели танцевать. Кстати, моя жена Ханна — хореограф. Так что, та выдумка оказалась сущей правдой.
А что теперь? Когда мы увидим вас в мюзикле вроде «Вестсайдской истории»?
Не думаю, что это когда-либо произойдет. Чтобы сниматься в мюзиклах, помимо танцев, нужно уметь петь. А меня в этой области совсем нет никаких навыков, да и слуха тоже.
Есть ли у вас какие-то роли, которые вы мечтаете исполнить?
Да, я всегда мечтал поработать с Мартином Скорсезе. Особенно меня привлекают фильмы золотого периода Голливуда. Например, «Таксист» — это один из моих любимых. Главный герой там такой сложный, полный интересных нюансов. И как мастерски его сыграл Роберт Де Ниро — это просто потрясающе.
Вы всегда так уравновешены и спокойны, каким кажетесь сейчас, во время нашего разговора?
Я также могу быть очень раздраженным и недовольным. Например, по поводу политики, социального неравенства или моей работы. Как и многие другие, я могу глубоко погружаться в свои эмоции, вредя при этом себе. Однако я также реалист. Я знаю, что мы рождаемся и умираем. Между этим мы можем много чего достичь, увлекаться, быть довольными жизнью, или же ощущать глубокое в ней разочарование. Выбор всегда за нами! Я стал актером уже будучи очень взрослым человеком. Я не искал славы. Мне хотелось заниматься тем, что меня интересует. Актеры могут быть очень скучными людьми и в перерывах между съемками большую часть времени проводить на диване. В то же время нам удается проживать сотни жизней, как только мы попадаем на съемочную площадку. Я знаю многих, кто стремится придать своей жизни высший смысл. На мой взгляд, такого смысла не существует. Жизнь — это здесь и сейчас, это будни, это когда я провожу время с семьей, занимаюсь спортом, пью пиво с друзьями. Как сказал Джон Леннон: «Жизнь — это то, что происходит с тобой, когда ты занят другими планами». Я верю в это.
Вы не боитесь стареть?
Нет, не боюсь. Я уделяю много времени занятиям спортом и чувствую себя отлично! Заниматься спортом и смотреть спорт — это мои хобби. Я не особо обращаю внимание на возраст. Некоторые говорят, что не хотели бы жить долго и достигнуть столетнего возраста, но я считаю, что это здорово. А зачем останавливаться на этом? Я думаю, почему бы и не дожить 200?!
Текст: Татьяна Розенштайн.