Осторожно: текст содержит спойлеры фильмов «28 лет спустя», «Поезд в Пусан» и сериала «Одни из нас».
Сразу проговорим то, что поклонники франшизы в противном случае нам не простят: зомби во вселенной «28… спустя» технически не зомби, хотя и обладают всеми внешними признаками. Это зараженные вирусом ярости люди, а не восставшие из мертвых трупы. Впрочем, в современной кинотрадиции зомби-трупов днем с огнем не сыскать. Все они — жертвы странных заболеваний (в том числе грибковых инфекций). Тем не менее, другого общепринятого названия для зараженных в кино пока не придумали. Тем более что в остальном все признаки налицо: жажда живых во имя пропитания и стремительное распространение вируса.
Режиссер хоррор-франшизы Дэнни Бойл и его напарник-сценарист Алекс Гарленд, кажется, цитируют в новой ленте своих коллег по жанру и самих себя. Хотя открыто этого не признают. Как отметил в одном из интервью Гарленд, порой «даже если ты не включал какие-то моменты в повествование, сам факт того, что они случились и ты о них знаешь, может неосознанно быть интегрирован в историю или отразиться в действиях героев».
Какие сцены из «28 лет спустя» напомнили нам о других заметных зомби-франшизах?
«28 дней спустя» в «28 лет спустя»
Новый фильм является официальным продолжением франшизы с тем же авторским составом и логически продолжает первую ленту, но сходство между картинами не столь очевидное. Фабула прежняя, а вот визуальная реализация и сюжетные ходы иные. Изменилась даже природа самих зараженных — они эволюционировали в разные «подвиды».
Тем не менее, дух оригинала и узнаваемые мотивы сопровождают зрителя на протяжении всего повествования. Мы то и дело сталкиваемся с отсылками к Джиму — герою в исполнении Киллиана Мерфи. Его присутствие ощущается на уровне символов, визуальных аллюзий и нарративных намеков. Так, во время путешествия на материк отец и сын — Джейми и Спайк — находят зараженного мужчину, подвешенного вниз головой. У него на груди вырезано имя JIM. Это прямая аллюзия на Джима из «28 дней спустя» — как визуально, так и тематически (мученик, наказание, имя). Герои несколько раз упоминают некую легенду о человеке, который расправился с военными и выжил среди зараженных, хотя его имя не называют. Эта мифологизация Джима — как в религиозной традиции (вспомним Святого Иакова) — делает его фигурой одновременно пугающей и вдохновляющей.
И, конечно, эпизод в желтом цветочном поле, где рядом с юным Спайком и его больной матерью Айлой появляется истощенный зараженный. Еще до выхода фильма многие приняли его за исхудавшего Киллиана Мерфи, но оказалось, что это не оскароносный актер, а дебютант — арт-дилер и модель по имени Ангус Нил.
В финале «28 лет спустя» звучит композиция East Hastings группы Godspeed You! Black Emperor — тот самый трек, что сопровождал пустой Лондон в «28 дней спустя». Это не просто музыкальная реминисценция, а мощная эмоциональная связь с оригинальной лентой.
«Поезд в Пусан» в «28 лет спустя»
Примерно в середине фильма происходит сцена, которая становится поворотной для всей истории. Во время вылазки на большую землю в поисках врача Спайк и его мать Айла встречают шведского солдата Эрика, который спасает им жизнь. Далее они продолжают путь вместе. В какой-то момент Айла слышит дальний крик, доносящийся из заброшенного поезда, и направляется туда. Ведомая материнским инстинктом, она входит в пустой вагон, где царит мрачная тишина — разбитые окна, ржавчина, приглушенный свет и контраст между прошлым и настоящим. В глубине состава она находит беременную зараженную, находящуюся в процессе родов. Айла приближается и помогает ей — женщина передает руку Айле, и их контакт становится почти мистическим, как будто зараженная просит о помощи. Айла спокойно принимает роды, при помощи Спайка они перерезают пуповину — на свет появляется здоровая девочка, не зараженная вирусом.
Сразу после родов зараженная пытается напасть, и Эрик убивает ее — из страха и ради защиты. Спокойствие сцены резко сменяется жестокостью, когда появляется альфа-инфицированный — крупная агрессивная форма зараженного, который жестоко расправляется с Эриком.
Айла и Спайк бегут по поезду, пытаясь задержать альфу, захлопывая двери между вагонами. Еще один вагон, и еще…
Эта эмоционально насыщенная, символичная и напряженная сцена кажется отсылкой к одному из самых значимых зомби-фильмов — «Поезд в Пусан» режиссера Ён Сан-хо. Картина вышла в 2016 году, то есть уже после первых двух частей «28». Тем не менее, она, похоже, повлияла на третью. В «Поезде в Пусан» действие также разворачивается внутри состава — герои перемещаются по вагонам в попытке укрыться от яростной толпы зараженных. А во второй части корейской франшизы есть даже беременная героиня. Такая возможная «жанровая солидарность» явно произвела впечатление на зрителей, знакомых с обоими фильмами.
«Одни из нас» в «28 лет спустя»
Та же сцена с рождением ребенка может вызвать у зрителей ассоциации с сериалом «Одни из нас», основанным на одноименной игре. Девочка рождается у инфицированной женщины, но остается здоровой. «Великая сила плаценты», — так объясняет это явление доктор Келсон. Очевидно, что ребенок с рождения обладает особыми свойствами. Чтобы девочка не погибла, Спайк, уже без своей матери, относит ее на остров в поселение к «чистым» жителям из своей родной коммуны.
Эта сюжетная линия напоминает историю Элли — героини сериала «Одни из нас». Девочка родилась в момент, когда ее мать была инфицирована, но успела передать ей иммунитет. Благодаря этому Элли не превращается в зомби даже после укуса. Ее ДНК хотят использовать повстанцы, чтобы создать лекарство и спасти человечество.
Судьба новорожденной в «28 лет спустя» пока неизвестна, но, вероятно, она тоже окажется особенной. Родившись от зараженной матери и отца-альфы, девочка может стать ключом к спасению. Кто знает, возможно, ей суждено подарить Великобритании выход из многолетнего карантина — и новую надежду.