Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Личная встреча: мастерская и откровенный разговор с художницей Кэролайн Корбассон

Международная редакция Marie Claire встретилась с художницей-победительницей Art & Environment Prize 2024, организованный Lee Ufan Arles и Guerlain. Заглянем глубже в мастерскую автора, в ее картины и в ее душу.

19 мая 2025

В 2023 году культовый косметический Дом Guerlain уверенно зашел на территорию искусства. Совместно с влиятельной галереей Lee Ufan Arles во французском Арле они организовали ежегодную премию Art & Environment Prize, которая отмечает художественные проекты, исследующие глубокие связи между искусством и окружающей средой. Премия подчеркивает экологические ценности, поддерживаемые Guerlain, и философскую глубину, присущую скульптурам Ли Уфана.

Во втором выпуске премии лауреаткой стала франко-канадская художница Кэролайн Корбассон. Выпускница престижного Central Saint Martins в Лондоне и Национальной школы изящных искусств в Париже, участница выставок по всему миру: от парижского Центр Помпиду до Song-Won Art Center в Сеуле. Ее творчество сосредоточено на исследовании места человека во Вселенной через призму научных и коллективных воображений. «Исследовать взаимосвязи между бесконечно большим и бесконечно малым».

Контент директор Marie Claire International Галия Люпан встретилась с Кэролайн Корбассон в мастерской при галерее в Арле — чтобы вместе отправиться в художественное и медитативное путешествие во внутренний космос, наполненный легкостью и силой ветра.

Личная встреча: мастерская и откровенный разговор с художницей Кэролайн Корбассон | Источник: Vincent Ferrané
Источник:

Vincent Ferrané

Прогулка по мастерской Atelier MA фонда Lee Ufan — это интимный опыт: средневековое сводчатое помещение похоже на пещеру, но при этом удивительно светлое. В воздухе звучат мягкие аккорды музыки Эллиотта Смита. Нас встречает Кэролайн Корбассон. На ней простая белая футболка, синие джинсы и фартук, настолько заляпанный краской, что он сам по себе выглядит как абстрактное произведение искусства. Ее волосы собраны в простой хвост, улыбка спокойная, открытая, но сдержанная, голос мягкий и глубокий, в унисон с темно-синими картинами, окружающими нас. «Это мой первый опыт работы с холстами, — рассказывает Корбассон. — Именно это я и хотела исследовать на этой резиденции. Я хотела выйти из своей зоны комфорта, уйти от угольных рисунков, которые я делала последние десять лет. Я привезла в Арль акрил, масло, тушь, виниловую краску, пастель, и начала искать. Некоторые из этих картин пережили столько жизней. Я соскребала их, восстанавливала, закрашивала заново… Я ищу это напряжение между абстрактным и фигуративным. Сначала кажется, что это абстракция, но потом начинаешь видеть универсальные образы, впечатления от природы, например, свет, отраженный на воде».

Природа всегда была в центре ее вдохновения. Родившаяся в семье родителей-французов, она выросла в Канаде и США, часто переезжая. Ее детство было связано с любовью к природе и к огромному пространству североамериканского неба. «Я чувствовала такую сильную связь с природой, с ее эстетикой, с наблюдаемыми явлениями». Научный бэкграунд семьи «заразил» ее желанием лучше понимать мир вокруг. Хотя и в более чувствительном, эстетическом, даже мистическом ключе, нежели научном. «Я раньше рисовала небо, которое невидимо невооруженным глазом, глубокий космос… Но теперь я чувствую себя более заземленной, ближе к Земле».

Источник: Vincent Ferrané
Источник:

Vincent Ferrané

Легендарный режиссер и председатель жюри Вим Вендерс сказал на церемонии награждения Art & Environment Prize: «У нас с Кэролайн есть нечто общее, что нам обоим особенно дорого: ветер. Для Кэролайн это символ жизни и разрушения». Международный арт-директор Guerlain и основательница премии Анн-Кэролайн Празан соглашается: «Для меня важно, чтобы эта премия была о связи искусства и окружающей среды. То, что убедило меня выбрать Кэролайн — это когда она сказала, что ветер — самый большой опылитель. Я никогда раньше так не думала. Обычно, говоря об опылителях, мы думаем о живых существах, например, о пчелах, которые так близки нашему сердцу в Guerlain. Я люблю, когда кто-то говорит тебе нечто, что меняет тебя навсегда. Теперь ты всегда будешь видеть ветер как опылителя».

«Я действительно чувствую, что нахожусь на краю мира, в переходном пространстве. Очень дико и чисто. Много птиц. Пустыня, но живая. Невероятно красиво». Прогуливаясь по дюнам, она наталкивается на идеальный круг, нарисованный на песке. Ее заинтриговало, как эта геометрическая фигура появилась так далеко от цивилизации, и она подошла поближе. «Эти веточки танцевали на ветру, чертя круги — иногда полные, иногда нет. Это было прекрасно, потому что было почти ничем, и в то же время это вызывало ощущение, что у веточек есть душа». Она сняла это на видео и сделала видеоинсталляцию для выставки. Как любит говорить Ли Уфан: «Размышления о природе и нашем сосуществовании с ней неизбежны».

Источник: Vincent Ferrané
Источник:

Vincent Ferrané

Работать под покровительством столь великого художника было, конечно, привилегией, но и источником тревоги. «Я боялась показывать ему свои работы, боялась, что они ему не понравятся». Несмотря на то, что однажды ее работа уже была на выставке вместе с его: «Я была так горда, потому что в каталоге наши работы оказались рядом! Я всегда любила его творчество, но здесь, в Арле, я открыла для себя то, чего никогда не видела раньше, например, его серию „From Wind“. Его работа говорит со мной. И все же в Провансе ветер чаще воспринимается как великая разрушительная сила. Чтобы почувствовать его жизнеутверждающую сущность, Кэролайн и Анн-Кэролайн отправились на пляжи Камарга. Кэролайн с восторгом говорит: „Вы действительно чувствуете себя на краю мира, в пространстве перехода. Очень дико и чисто. Много птиц. Пустыня, но живая. Невероятно красиво“.

А еще Кэролайн Корбассон пишет стихи, и сборник ее текстов опубликован как часть выставки в Atelier MA. «Я писала втайне с подросткового возраста. Эта резиденция действительно многое изменила. Я всегда писала заметки в телефоне или блокноте. А теперь они будут опубликованы… Я с нетерпением жду, когда это выйдет, но это и страшно — показать, что ты писал. Мои тексты гораздо более интимные, чем мои картины. Я написала несколько стихотворений своей четырёхлетней дочери. Такая любовь может свести с ума. Это пугающе — когда один человек становится для тебя всем, поэтому я написала стихотворение под названием „Мать-художник“, в котором говорю ей, что я родилась художником, но стала матерью». Очевидно, она любит свою дочь больше всего на свете, и все же материнство «что-то у меня отняло. Это тяжелый текст, он не ласковый».

Источник: Vincent Ferrané
Источник:

Vincent Ferrané

Ли Уфан однажды сказал: «В моем искусстве диалог между внешним и внутренним — вот что рождает произведение. Идеи и действия художника взаимодействуют с окружающими условиями, атмосферой, холстом или используемыми красками». Именно так Кэролайн Корбассон говорит о влиянии двух месяцев, проведенных в Арле в поисках, работе, размышлениях. «Я чувствую, что открыла новую дверь в своей практике, и это уже огромно, потому что за этой дверью — целый мир для исследования. Эта резиденция дала мне возможность передохнуть. Моя практика тоже изменилась — и материалы, и цвета, и масштаб. Думаю, это будет питать меня долгое время. Я не знаю, что ждёт меня дальше, но чувствую, что это будет что-то хорошее. Название выставки — „Что-то движется“. Это название жило во мне давно, но здесь оно обрело своё полное значение. Я физически почувствовала это движение». Этим летом темно-синие картины Кэролайн Корбассон позволят ветру проникнуть в мастерскую Atelier MA и дадут нам возможность заглянуть в эти новые двери, которые она открыла — если только мы будем знать, как смотреть.

Выставка «Что-то движется»/Something Moves. 7 июля — 5 октября. Atelier MA — Lee Ufan Arles. Адрес: 5 Rue de Vernon, Арль.